Темы: Мировоззрение, Исправление качеств, Самосовершенствование, Рав Замир Коэн
Сказано в «Пиркей Авот» (4:21): «Зависть, страсть и стремление к почёту уводят человека из мира».
Человек, который не ищет истину, не обдумывает происходящие с ним события, не может созидать. Он живет по наитию, гонясь за почетом и материальным благополучием. Если такой человек спросит сам себя: «Вот я, запыхавшись, бегаю по делам, строю планы, а что мною двигает?», то поймет, что он идет по жизни, полностью подчиняясь своим эмоциям и вожделению. Его ведут за собой три основных отрицательных душевных качества: зависть, страсть и стремление к почету.
Мудрецы Торы говорят, что такая жизнь уводит человека из мира, то есть его тело живет и здравствует, но жизни для него все равно нет, ведь если не работать над своим характером, то эти три качества — зависть, страсть и стремление к почету — каждую минуту наполняют тоской и страданиями.
Человеческая суть сравнима с пылающим пламенем («эш»), состоящим из двух частей: мужской («иш») и женской («иша»), которые, соединяясь в законном браке, приобретают имя «адам», как трактовали это мудрецы в трактате «Йевамот» (63б), опираясь на фразу Торы: «Мужчину и женщину создал их…». Мудрецы называют четыре стихии мира: прах, вода, ветер и огонь. Они соответствуют неживой материи, растительности, живому и говорящему.
Раби Хаим Виталь в книге «Эц Хаим» писал, ссылаясь на слова Ари, что в мире природы абсолютно всё создано из этих четырёх основ. Разница между созданиями природы лишь в их основе. Основа всего неодушевлённого — прах, растительного — вода, живого — ветер, а человеческая основа — огонь. Именно поэтому имена мужчины и женщины на иврите — «иш» и «иша» — связаны со словом «эш» (огонь) — такова суть человека.
Правда, есть две буквы, из-за которых имена мужчины и женщины не во всём похожи на огонь. Буква «йуд», добавленная к имени мужчины, и буква «эй», добавленная к имени женщины, говорят нам, что если мужская и женская буквы соединятся правильно, то между мужчиной и женщиной будет обитать Шхина, а если не удостоятся этого — их поглотит огонь («Сота» 17а), который, как известно, быстро разгорается и распространяется широко. Вот и внутренний огонь личности имеет огромную мощь, и полыхание его заставляет человека шевелиться, торопиться, созидать, производить, творить… Однако если человек всё это делает не по Б-ожьим законам, и строит свою жизнь вопреки заповедям, огонь женщины и огонь мужчины обретают мощнейшую силу разрушения, которая появляется вместо созидательной.
Как только человек понимает, что в основе его личности такая стихия как огонь, он может выбрать два направления развития: строить себя и исправлять либо разрушать и сжигать, то есть «терять себя», и на этот выбор никто, кроме него, не повлияет.
Страсть, зависть и погоня за славой — главные следствия огня «сжигающего». Однако на самом ли деле эти качества разрушают нашу личность?
Черты характера человека на иврите называются «мидот» (размеры). первый взгляд, неясно, какое отношение имеют черты характера или свойства личности к понятию, которым обозначают длину, ширину, высоту? Попробую объяснить. Мы не говорим о скверном характере, точно так же, как нельзя сказать об огне, что он плохой. Свойства личности сами по себе не плохие и не хорошие, всё зависит от того, как их использовать. Если завистью, страстью и стремлением к почёту пользоваться правильно, то от них будет польза, если же они выбиваются за пределы заданных границ, то человеку надо их сломить, придав нужный «размер». Поэтому мудрецы Мусара часто называют процесс исправления качеств «ломанием». Они имеют ввиду, что человек, заметив у себя какое-либо качество, вышедшее за заданную границу, и, соответственно, не работающее в нужном направлении, «отламывает» лишнее и возвращает качество в нужные рамки.
Например, крайнее безразличие, равнодушие и апатия не хороши, поэтому в трактате «Бава Батра» (21а) сказано: «Зависть к писцам прибавит мудрости». Если есть зависть между изучающими Тору, и ученики говорят себе: «Почему мои друзья учатся и продвигаются в понимании Талмуда, а я много пропускаю и отстаю от них?», то такая зависть способствует увеличению мудрости. Но если завидовать новой мебели, которую купили соседи, или сверкающей соседской машине — это «плохая» зависть.
Итак, любое качество характера, контролируемое человеком, можно использовать в нужном направлении. Без контроля качество автоматически становится плохим.
Давайте рассмотрим вопрос глубже. Природа личности человека (с которой он родился) называется «типом личности», а вот то, как и в каком направлении использует человек свои свойства, называется «характером».
Свойства личности, данные мне при рождении, я изменить не в состоянии, но качества характера можно контролировать, на них можно влиять, и ещё как!
Существуют свойства личности, кажущиеся плохими, но если их перенаправить, то они станут служить доброму началу хозяина, и так же есть качества характера, которые принято считать хорошими, но их можно направить на достижение недостойных целей. Вот, допусти, рождается человек, и одним из свойств его личности является спокойствие и благодушие — он почти ничему не изумляется, а также ничем особо не восхищён. Но если он хочет кому-то докучать или даже навредить, он может проявить откровенную жестокость, ведь он переполнен спокойствием и благодушием! С другой стороны, такому человеку легче сохранять душевное равновесие, чем кому-то другому, он способен поладить со всеми, даже если они дейтвуют не так, как он считает нужным!
А вот человек тёплый и душевный, принимающий во всём живейшее участие, с сочувствием разделяет чужую боль и с радостью поддерживает людей, попавших в стеснённые обстоятельства. Но с такой же лёгкостью он способен ополчиться на людей и рассориться со всеми, если ему перечат или придерживаются какого-то иного мнения.
Мудрецы Талмуда в трактате «Шабат» (156а) перечисляют свойства каждого из созвездий («мазалот»). Тот, кто родился под влиянием Марса, например, склонен проливать кровь. Мудрецы говорят, что он будет моэлем, шохетом, хирургом или…убийцей.
Виленский Гаон, комментируя «Мишлей» (22:6), отмечает, что в этом высказывании мудрецы не предсказывают судьбы, а дают нам наставление — как заниматься самовоспитанием и воспитывать детей. Человек, которого отталкивает вид крови, не должен думать, что с ним что-то не в порядке, и что он излишне чувствителен. Точно так же как и моэль не должен воспринимать главное свойство своей личности как нечто негативное. Все родившиеся нужны миру, и каждый должен быть счастлив, поскольку в основе своей никакой тип личности не является ущербным. Просто необходимо придать своим качествам требуемую форму. Иными словами, совершенство достигается умелым направлением качеств характера в нужное русло.
В книге «Ор а-Цион» Бен Цион Аба Ша-уль приводит в пример гору, на которую пролился дождь. Потоки воды бегут вниз по её склонам — каждый из них образует собственное русло, а у подножия горы все они исчезают. Мудрый человек, глядя на это, рассуждает: «Разве не обидно, что вся эта вода пропадает?!» Он строит водоканал и направляет всю стекающую воду на расположенное поблизости поле. Главный природный рукав, по которому стекала вода, через какое-то время пересох, но по вновь образованному руслу вода продолжает течь и приносить пользу. То же самое, говорит автор «Ор а-Цион», относится к свойствам души человека. Нам требуется проложить маршруты для её качеств, чтобы тип личности менялся в нужном направлении, тогда каждое из качеств будет служить прекрасным механизмом осуществления главной цели жизни.
Некоторые из мудрецов-ришоним называли черты характера «образами мышления» («деот»). Кроме Рамбама так их называл рав Саадья Гаон — достаточно вспомнить его книгу «Эмунот ве-деот» — хотя он имел в виду именно связь между верованиями и качествами характера. Великие мудрецы хотели этим сказать, что плохие качества характера, равно как и хорошие, влияют на образ мышления, только и всего.
Этому есть простое объяснение. Даже если вспыльчивый или ленивый с воодушевлением ругают свои негативные качества, но потом всё равно ведут себя по-прежнему, то в глубине души они не считают свои главные качества плохими и даже убеждают себя в этом. Например, ленивый думает: «Правильно, лениться плохо. Но если я буду себя подстёгивать, чтобы быстро встать и бежать выполнять заповеди, то скоро устану и ослабею». А вспыльчивый говорит себе: «Если я сейчас не разозлюсь, потеряю деньги и авторитет…». Вот и получается, что образ мыслей у человека с негативными чертами характера тоже «повреждён». Но убеди он сам себя, что главное качество характера отрицательно влияет на всю его жизнь, а потому вести себя так нельзя, то сделал бы максимум возможного, чтобы от этого качества избавиться.
Например, если бы человек, громко вышучивающий манеры окружающих, чтобы люди над ним смеялись, убедил себя внутренне, что таким вот образом не просто позорит другого, а будто стреляет в него из пистолета, как сказано: «Позорящий ближнего своего словно проливает кровь», он наверняка перестал бы вести себя подобным образом. Но! Качества характера в этих случаях влияют на образ мыслей, а сам образ мыслей влияет на качества характера. Поэтому необходимо воздействовать на образ мыслей так, чтобы изменились качества характера. Известны следующие слова Виленского Гаона: «По сути, жизнь — это постоянные попытки сломать качества характера, и если этого не происходит — зачем тогда жить?» («Эвен Шлема» 1:2).
Из журнала «Мир Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.