Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
исследователь: Теперь ясно. И я жажду учить эту мудрость как следует, ибо вижу в ней великую глубину. Может быть, раньше я просто не понимал того, что читал, и очень сильно запутался. Теперь же я хочу понять все, что знал и читал об этом, и прошу тебя научить меня как следует. И если ты хочешь помочь, то объясни мне пророческие видения, ведь сказано: «Ибо вы не видели никакого изображения» (Дварим 4:15), а в другом месте сказано: «Образ Всевышнего видел». Кроме того, мне бы хотелось разъяснить нечто, в чем, по-моему, сами мудрецы Каббалы испытывают затруднения. Речь идет о положении миров. В одном месте написано, что мир Асия виден в центре всех миров, а Кав пробивается в него и пронзает его до самого низа, в конце кругов Атика 43. А в другом месте видно, что этот мир находится под ногами Адама Кадмона и в его пятках. И я не нашел этому удовлетворительного объяснения. Однако я не хочу, чтобы ты объяснял мне каждую вещь отдельно, ибо я уже понял, что мудрость надо учить по-другому. Поэтому, прошу тебя, направь меня истинным путем, от начала и до конца.
каббалист: Так и сделаем. Я научу тебя так, как подобает столь умному, как ты, человеку, чтобы постичь до конца глубину основ этой мудрости. Сейчас я тебе расскажу, в каком порядке это следует изучать. Ты уже слышал, что есть некая общая совокупность видений в Меркаве. Затем следуют детали правления, передаваемые в этих видениях. Сначала следует знать все видения, а потом их объяснения.
исследователь: Расскажи мне все по порядку. каббалист: Нет сомнений, что знание только названий сфирот и парцуфим, со всем, что есть в них, без понимания их природы и назначения — вообще не является знанием. Какой смысл знать, что есть наверху несколько видов «светов» для управления миром, если мы не знаем, какой из них и как управляет созданиями. И что именно мы видим в этом из глубины Мудрости и Замысла Создателя. А вот если мы на самом деле сможем постичь основу Его Замысла в сотворении мира и способ управления так, что поймем: все существующее и происходящее на самом деле осуществляется осознанно, с глубоким замыслом, и если мы увидим, что события движутся чудесным образом, что все упомянутое 44 исходит из общего Замысла Творения, и все это сообразно и упорядочено — такое знание можно назвать мудростью! И если мы поймем суть этого управления, состоящего только из сфирот и их законов, то будем говорить о сфирот не как о «закрытой» книге, а как о цельной, великой мудрости — мудрости знания чудесного Правления Всевышнего, настолько, насколько она может быть доступна нам. Теперь мы должны выучить две вещи, одну за другой. Сначала следует узнать в целом все, что есть у нас в Каббале — в образе Высшей Меркавы, то есть сфирот и их законы. Это можно получить только по традиции, которую передали нам пророки и обладающие «Духом святости». Затем нужно снова повторить это все, уже с объяснениями. А в целом, объяснение природы и назначения сфирот и парцуфим и есть доступное нам понимание Высшего Правления. Поэтому мы разделим все на две части. В первой мы приведем все «святое древо» 45 в целом и все, что в нем есть, в кратких абзацах, так, чтобы ты мог легко повторять их и выучить наизусть. Ведь тот, кто хочет понять объяснения мудрости, должен помнить это всегда, ибо объяснения всегда следуют деталям этого древа и его ветвей. А затем я изложу тебе общее объяснение, то есть Высшее Управление в целом, согласно его законам. И это тоже я изложу в виде кратких определений, так, чтобы ты смог понять природу этого знания и уверенно продвигаться по его тропам.
Вот тебе десять кратких правил, которые ты должен выучить как Мишну.
исследователь: Как я понял, ты хочешь включить в эти правила все, что есть в сфирот и высших мирах, согласно традиции, полученной от тех, кто обладал «Духом святости». И, тем не менее, я хочу спросить: действительно ли ты собрал в них все, что находится в писаниях мудрецов Каббалы? А если нет, то скажи — что именно ты взял оттуда?
каббалист: Если бы я захотел взять все, чему учил святой учитель Аризаль, это было бы очень длинно, и я не дал бы тебе ясного знания. Это было бы слишком много для тебя, и ты бы не увидел конца. Но ведь ясно, что в каждой мудрости есть корни и ветви, и я взял корни, а ветви оставил. Ведь после того, как ты осознаешь корни, ты поймешь и все связанные с ними ветви, которые найдешь в словах мудрецов. А вот если бы я оставил один из корней, то, найдя некое объяснение, связанное с этим корнем, ты бы не понял его вообще.
исследователь: Это хорошо. И я надеюсь получить от тебя обширные знания, потому что ты много объясняешь, «как» учить. Но только объясни мне, пожалуйста, что ты называешь корнями этой мудрости, а что — ветвями.
каббалист: Корнем я называю то, что является в этой мудрости новой темой, а ветвью — углубленные объяснения уже знакомой темы. Например, если я упоминаю Адама Кадмона, то это — тема, вокруг которой будет еще множество объяснений, каждое из которых мы назовем «ветвью». Соответственно, в этом учении мы должны знать все темы, и все, связанное со «зданиями», полученными обладающими святым духом. Это и есть корни. Это Имена и их состояния. В целом все это называется «святым древом». Именно его я называю корнями, ибо к каждой части древа потом найдется множество объяснений. И если неизвестна тема, то объяснение непонятно вообще. А когда ты узнаешь все корни, то, читая книги мудрецов Каббалы, сам сможешь понять и все детали.
Скажу тебе еще больше: мы все время занимаемся силами Желания, существующими по воле этого Желания, поскольку с их помощью осуществляется Творение и управление им. Именно они являются основами всех законов Творения и управления им. Разум подсказывает, что каждое действие не нуждается в отдельном законе так, чтобы количество законов в точности соответствовало количеству действий. Логично установить один путь и один закон, достаточный для всех действий, которые возникнут и будут совершаться затем постоянно, каждый день и каждую секунду. Закон, который порождает действие только однажды — это «новый» закон. Ведь там, где можно обойтись малым, множество — недостаток, и это не может быть путем мудрости.
Этот единый закон и есть закон десяти сфирот, к нему нечего добавить, но и убавить от него нельзя, ибо закон этот — общий. Этих десяти сфирот достаточно на все времена и для всех событий, в силу того, что в своей полноте (которую необходимо еще понять) они включают множество деталей. И тот, кто понимает их, знает все, что требуется. Всевышний собрал все в этих десяти, так, что не потребуется ничего нового, после того, что уже есть это единое бытие. И пути, которыми из этих десяти сфирот возникнут в свое время все явления, тоже установлены с самого начала, в необходимом количестве. А их порождения — это и есть все создания и события, которые возникнут потом, согласно этим путям, которые мы должны знать. И это корни, с которыми связаны все предстоящие изменения во всем бытии. И если нам недостанет знания одного из корней, нам недостанет знания нескольких явлений, возникших из этого корня. То, что я собрал для тебя в этих главах, и есть совокупность путей в целом, которую я называю «святым древом».
43 Приведем объяснение этого понятия из книги «138 врат мудр — сти» (врата 74): «Атик — это первый парцуф, относящийся к Ацилут, и это Малхут Адама Кадмона. Он распространяется с необходимыми свойствами и облачается в Ацилут, дабы привязать ее к Адаму Кадмону, поддерживать ее существование и управлять им». И далее, в объяснениях: «“атик — это первый парцуф, относящийся к ацилут”. Он из Сфирот Адама Кадмона, но относится к Ацилут»… и это Малхут адама кадмона. Мы уже объясняли, что всякая сфира, у которой есть отдельная власть, называется парцуфом, и поскольку Малхут Адама Кадмона дано собственное действие — управлять Ацилут, она называется парцуфом.
44 Сфирот, парцуфим и т.д.
45 Иерархию сфирот.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.