Из цикла «Живи Верой», темы: Золотой телец, Дурное начало, Идолопоклонство, Шма Исраэль, 13 принципов веры, Власть, Царь, Рав Моше Шапиро
Желание принять царство, ощущение его необходимости заложено в сердце каждого человека, ибо в этом основа существования любого творения. Поэтому всякий обладающий сознанием стремится стать частью царства и иметь отношение к правлению, стоящему выше него. Во всем мире нет живого человека, который бы не относился к какой-либо группе; каждый может обнаружить, что испытывает нужду в управлении извне.
Выбор человека состоит только в том, примет ли он царство Всевышнего — царство, охватывающее весь мир, или же он будет искать ему альтернативы и принимать на себя их ярмо. Но сама по себе необходимость в царстве не может быть предметом выбора, так как это важнейшая основа существования мира. Есть люди, наделенные способностью к власти. У них потребность в царстве выражается в желании подчинить себе общество и увлечь его за собой. Как мы говорили, без царства мир не может существовать, поэтому человек всегда ищет если не «царя», то «народ».
На очень короткое время народ Израиля остался без Моше, как сказано: «Ибо этот Моше — человек, который вывел нас из земли египетской, — мы не знаем, что случилось с ним» (Шмот 32:1). Это состояние они посчитали невозможным и сразу начали искать некую силу, которая поведет их дальше. Поэтому они и пришли к Аарону с требованием: «Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами» (там). Как мы видим, человек не может себе представить, что он существует в мире один, сам по себе. Он ощущает необходимость присоединиться к какой-нибудь системе, без этого он чувствует себя потерянным.
Разница между царством Всевышнего и другими царствами в том, что те построены по образу и подобию самого человека. Человек находит себе царя в соответствии со своими потребностями, точнее, с его представлениями о том, как должна выглядеть система. Согласно тому образу, который он для себя выстроил, он и ищет для себя «царство», будь то реальный царь или теория, по которой он живет.
Когда же человек принимает на себя ярмо Небесного Царства, все происходит наоборот: человек подчиняет себя более возвышенной системе, которая теперь будет направлять его жизнь и формировать его личность. Человек сотворен ради того, чтобы принять на себя ярмо Царства Небес. Но всякий, кто не принимает его, обязательно находит себе «тельца», то есть правление, соответствующее его собственным потребностям. Поколение за поколением находит себе своего собственного «тельца» — то одного, то другого, согласно своим иллюзиям. Нетрудно заметить, что вся история полна «тельцами», — вплоть до «тельцов», которым поклоняются в наши дни.
Суть царства объясняет Рамбам в «Книге заповедей» (Повелительные заповеди 173): «Нам заповедано назначить себя царя, для того чтобы он объединил весь наш народ и правил им». Царь приводит к тому, что весь народ собирается вокруг некоего центра. Царь — это важнейшая составляющая объединения общества. Он является центром устремления всего народа, его объединяющей точкой, поэтому царь называется «один [из] народа» (Берешит 26:10, см. Раши). Именно так происходит объединение народа. А благодаря этому есть управление, то есть стремление к цели, назначенной царем, ведет за ним весь народ.
Каждый может проверить себя и выяснить, кто является его царем. То есть найти точку, к которой устремлены все его душевные силы, — ведь именно там и находится его «царь». Если человек находит, что при занятии чем-либо его «разрывает», если в нем нет постоянства, его душевные силы не едины в сосредоточении на этом занятии, значит, «царство» его находится не здесь.
Но если есть некая область, где он сосредоточен, где он всегда бодр, где мысль его остра, где он способен понять все, как следует, со всем возможным желанием и наиболее целеустремленно, где все его силы слиты воедино, — именно там и находится его «царь».
Тот, кто на самом деле проверит самого себя, скорее всего, обнаружит, что тот самый «царь древний и глупый(Дурное начало)» (Коэлет 4:13) все еще царствует над ним.
Мы обязаны дважды в день принимать на себя «ярмо Царства Небес», произнося «Г-сподь один» (Речь идет о чтении «Шма».), и в это время (Хотя бы в это время) мы должны быть абсолютно преданы Царству Небес, как сказали Яакову его сыновья: «Слушай Израиль… как в твоем сердце существует только одно — исполнение желания Всевышнего, так и в наших сердцах есть только одно» (Псахим 56а).
У еврея есть только один правитель, только одна цель; все его силы должны следовать этому в полном сосредоточении. Это должно быть не «одной из возможностей», а, как сказано: «Всем сердцем своим, всей душой своей и всем достоянием своим», — все силы должны быть сосредоточены на одном и стремиться к одному: к исполнению желания Всевышнего. Это и называется принятием Царства Небес в полной мере.
Истина, которая откроется в конце, состоит в том, что все царства перестанут существовать в силу своей неспособности вместить в себя всего «человека» и весь мир. Человеческое царство в силу своей природы неизбежно ограничено только одной стороной реальности. А поскольку есть и другая ее сторона, такое царство не может быть истинным и, следовательно, вечным. «Царство Небес» — это единственная система, способная включить в себя всю реальность и все аспекты человека.
Человеческое царство создает иллюзию, будто и оно может сделать то, что делает Царство Небес. Но суть в том, что подобное царство, даже если оно силой подчинит себе большую часть реального мира, никогда не сможет подчинить себе весь мир, поэтому, в конце концов, станет ясно, что оно вовсе не является «царством». Таким «царствам» следуют только в силу иллюзии, что они на самом деле обладают силой царства. И хотя внутренняя сущность человека ищет истинного царства, тем не менее, он прельщается разными видами царств, создаваемых народами.
Соблазн и иллюзии, которые создает в мире зло, возникают только тогда, когда ему удается убедить человека, будто оно дает ему то, что ему нужно, как будто именно это он и искал. Никаким иным способом невозможно обмануть здравомыслящего человека, а большинство людей обладают достаточным здравомыслием, и их разуму невозможно навязать полную бессмыслицу.
Огромную разницу между соблазнительной иллюзией и истиной, которую ищет человек, дурное начало старательно скрывает насмешками и обманом, лишь бы человек не обнаружил подмены. Люди не учатся на опыте прошлых поколений, раз за разом они принимают ярмо ложного царства, лишь немногим изменив его, и провозглашая: «На этот раз все будет совершенно».
Сам тот факт, что люди жаждут истинного царства, но раз за разом принимают на себя власть ложных систем, для вдумчивого человека служит доказательством, что стремление к царству истинно. Человек в силу своей сути ищет «царства» и власти, которая бы охватила весь мир, и ложные царства он принимает только из-за своего стремления к истинному.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.