Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда нас покидает царство Небес?

Мы уже знаем, что главный аспект царства — это его полновластие и всеохватность. Не должно быть ничего, даже малого, что противостояло бы ему. Ведь если царство не совершенно, в конце концов, оно исчезнет из-за того, что на самом деле с самого начала не было истинным царством. Поэтому, когда мы принимаем на себя царство Небес, от нас требуется, чтобы в сердце был только «Один». В Грозные дни мы молимся: «Царствуй над всем миром целиком в славе Своей». Удвоение понятий в словах «над всем миром целиком» означает, что в этом нельзя положится на правило «бо́льшая часть равноценна целому», и необходимо именно «все», буквально.

С того времени, как был совершен грех золотого тельца, мы потеряли ясность ощущения «царства Небес». С тех пор царство, которое мы на себя принимаем, ни разу не было совершенным, — ведь всегда в наших сердцах присутствовала склонность признать иное царство. Поэтому о наказании за грех тельца сказано: «И в день взыскания взыщу с вас грех ваш» (Шмот 32:34), и Раши объясняет это: «Нет ни одного наказания Израилю, которое бы не несло в себе и наказания за грех тельца». Несмотря на то, что самого тельца сожгли и растерли в порошок, он все еще способен восставать вновь и представать в качестве царя, и тогда царство Небес покидает нас из-за того, что мы не отдаем ему себя целиком. Именно поэтому мы и находимся в изгнании.

Последней попыткой довести до совершенства царство Небес над Израилем и всем миром и отвергнуть все остальные «царства» было строительство Храма — на самом пике царства Шломо. Однако в ту ночь, когда он завершил строительство Храма, он сам заложил также фундамент царства, вся суть которого — противостояние царству Небес. Вот как сказали об этом мудрецы: «Сказал раби Йеуда, сказал Шмуэль: “В час, когда Шломо женился на дочери фараона, спустился [ангел] Гавриэль и воткнул тростинку в море, [в результате чего] поднялся остров, на котором был построен великий город Рим”».

В городе Риме поднялось царство Эдома, под властью которого мы до сих пор находимся в изгнании. Как и указали нам мудрецы, намек на четыре царства есть в самом начале рассказа о сотворении мира: «А тьма над бездной — это царство злодеев (Эдом), подобное бездне, у которой нет конца» (Берешит Раба 2:4). От четвертого царства власть вернется к Всевышнему.

Плач о «голосе римской толпы», похитившей славу царства Небес

Сегодня мир полон «царствами», но все это лишь части царства Эдома, центр которого — город Рим. Вот что сказали мудрецы: «Однажды по дороге шли рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья, раби Йеошуа и раби Акива и услышали шум римской толпы с площади, на расстоянии в сто двадцать миль. Стали они плакать, а раби Акива засмеялся. Сказали они ему: “Почему ты смеешься?,” “А почему вы плачете?” — спросил он. Ответили они: “Эти злодеи, что поклоняются идолам и воскуряют звездам, живут в уверенности и покое, а мы… — “Дом опоры ног Г-спода нашего” (Диврей а-ямим I 28:2) сожжен в огне, и мы не заплачем!?.” Сказал им раби Акива: “Поэтому я и смеюсь, если так [хорошо] тем, кто нарушает Его волю, то тем, кто исполняет ее, будет многократно [лучше]!”.»

«Голос римской толпы» заполняет мировое пространство, как сказано (Йома 20б): «Три голоса идут от одного края мира до другого: это голос солнечного колеса, голос толпы Рима и голос души, когда она покидает тело». Большинство живущих в мире не плачут, когда слышат голос толпы Рима. Напротив, большинство радуется этому, они чувствуют, что «держат руку на пульсе» жизни, слыша этот голос, они ощущают свое существование и саму жизнь. Обычный человек нуждается в том, чтобы слышать этот голос в этом мире, ведь без него он как будто не находится на своем месте.

Но мудрецы, услышав этот голос, плакали, ибо в нем они «услышали» разрушение Храма. «Голос римской толпы» — это выражение царства, противостоящего царству Небес и «голосу Яакова», представляющего его. Когда они слышат усиливающийся голос Рима, они плачут и говорят: «Дом опоры ног Г-спода нашего сожжен в огне — и мы не заплачем!?»

В словах мудрецов есть намек на царство Небес. «Опора ног» — это часть царского трона, как написано: «Небеса — трон Мой, а земля — опора ног, что за дом вы построите Мне, и что за место покоя Моего!?» (Йешаяу 66:1). Именно Храм на земле является частью трона Всевышнего на небесах, поэтому в Писании он называется «опорой ног» (Псалмы 132:7, Эйха 2:1, «Диврей а-ямим I 28:2).

Когда упомянутые мудрецы — рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья и раби Йеошуа — услышали, как голос римской толпы достигает Иерусалима, в этом они услышали “голос” самого разрушения Храма и заплакали об “опоре ног Г-спода”, то есть об увиденном ими уходящем царстве Небес.

Главным образом, это плач о том, что четвертое царство забрало у нас власть. Успех этого “голоса”, его способность разойтись по всему миру доказывает, насколько велика в мире потребность в истинном царстве. Но во время “изгнания” слава царства Небес переходит к четвертому царству. Поэтому, когда мудрецы “слышат” силу их царства, они понимают, насколько мир нуждается в царстве Небес, и насколько велик обман, когда власть узурпирована четвертым царством.

Пророк Ирмеяу сказал: “А если не послушаете, в тайнике заплачет душа моя из-за гордости” (Ирмеяу 13:17). Этот стих объясняет Талмуд (Хагига 5б): “Есть место у Всевышнего, оно называется “тайник”. А что значит: "…из-за гордости”? — из-за того, что оно отнято у вас и отдано чужакам. Шмуэль бар Нахмани сказал: “Из-за гордости царства Небес”».

Когда голос Рима овладел всем миром, не осталось места, где можно было бы плакать, не осталось тех, кто плачет и ощущает недостаток из-за этого. Поэтому плач, о котором говорит пророк, — плач скрытый. И только в «тайнике» можно ощутить боль от недостатка раскрытия царства Небес. И даже время для этого отведено особое: «между теснин».

Это плач о «гордости Израиля, отнятой у них и отданной народам мира». Имеется в виду сила царства, которая может принадлежать только «Царю Славы» (Псалмы 24:7). «Они» как будто забрали корону самого Всевышнего и водрузили на свою голову. Это вызывает великий плач и причиняет ужасную боль. Сердце разрывается у того, кто видит, как народы используют мощь царства Израиля ради своей гордыни.

Сила царства Рима именно в подчинении им Израиля и присвоении его славы

Мудрецы объясняют, как именно Эдом отбирает у Израиля силу царства (Авода Зара 11б): «Сказал раби Йеуда от имени Шмуэля: “Есть еще один [праздник и ритуал] у Рима. Раз в семьдесят лет они усаживают здорового человека на хромого (безногого) [это символизирует Эсава и Яакова, точнее, тот факт, что Эсав все еще властвует над Яаковом]. Они облачают его в одежды Адама и возлагают ему на голову кожу с лица раби Ишмаэля, первосвященника (содранную с него во время казни, дабы “сохранить” красоту его лица). Вешают ему на шею двести зуз (“Зуз” — то же самое, что и “динар” — мера веса, около пяти грамм) драгоценных камней, украшают его голени и провозглашают: “Срок конца изгнания ложь! Брат господина нашего (Яаков, брат Эсава) — обманщик (получивший обманом благословение)! Пусть видит тот, кто видит, а тот, кто не видит — не увидит (при жизни, ведь этот ритуал проводят раз в семьдесят лет), чем помогла обманщику его ложь!” А завершают они так: “Горе суду, когда он встанет на суд” (горе Эсаву, когда Яаков освободится от его власти)”».

Объясним это согласно Мааралю (Нецах Исраэль, гл. 16 и комментарии к агадот). Прежде всего, следует знать: нет никакой необходимости считать, что это представление происходило на самом деле. Это место в Талмуде аллегорически говорит о сути того, что дает возможность существованию царства Эдома. В каждом поколении, то есть раз в семьдесят лет, это царство обязано подтверждать свою силу и мощь.

«Здоровый человек» символизирует здесь Эсава — прародителя царства Эдома, ибо в этом мире он достигает совершенства. Яаков — это «хромой», как сказано: «хромает на ногу» (Берешит 32:32). С тех пор как ангел Эсава захватил власть и причинил ущерб Яакову, жизнь Яакова в этом мире неполноценна. В этом представлении римляне признают, что вся сила их царства зиждется на Яакове, и только благодаря тому, что Эсав «оседлал» его, у него есть власть.

«Облачают его в одежды Адама». Адам был сотворен без одежды, по образу Б-га, все его тело светилось сиянием этого образа. Это была истинная красота, сотворенная Всевышним. Это красота ушла после греха Адама, лишь немного от нее осталось в его лице. В теле самом по себе уже невозможно увидеть образ Б-га, сотворенный Всевышним. Напротив, низменность материи проступает в нем в высшей степени. Поэтому уважающий себя человек стыдится обнажения, он нуждается в одеждах, которые сохранили бы его достоинство. Как написано: «И сделал Всевышний Б-г для Адама и жены его рубахи кожаные и облачил их» (Берешит 3:21).

После того как одежда стала выражением достоинства, возникла целая иерархия облачений: царские одежды, почетные, простые и «смрадные». В самой по себе одежде нет истинного почета — он находится в сиянии Б-жественного образа, но после греха внешнее выражение этого почета нуждается в одежде. И человек старается подчеркнуть свое достоинство именно соответствующей ему одеждой.

Талмуд говорит: «Красота Яакова была подобна красоте Адама» (Бава Мециа 84б). То есть красота лица Яакова, его сияние было подобно сиянию лица Адама. Яаков унаследовал величие Адама, видимое в сиянии его лица. Эсав смог взять только одежды Адама, то есть внешнее выражение его почета.

Когда они облачают здоровяка (Эсава) в одежды Адама, они показывают, что Эсав смог взять только «одежды», то есть ту часть, что присоединилась к человеку после греха, самое внешнее выражение его достоинства. Но сияния лица Адама, открывающего Б-жественный образ в нем, у них нет. Именно это — внешнее великолепие, под которым зачастую отсутствуют истинные достоинства, — и находится в руках царства Эдома.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше