Из цикла «Даат тфила», темы: Авраам, Еврейская молитва, Хесед, Шахарит, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Один был Авраам и унаследовал землю» (Йехезкель 33:24). «Он объединил всех пришедших в этот мир перед Всевышним. Бар Капара сказал: Подобно человеку, заштопывающему разрыв» (Шир аШирим раба 1:8).
Фундамент качества Хесед (Милость) — это любовь. Это верно и в отношении внутренних сил души человека, качеств его характера. Любовь — это та сила, которая направляет человека выйти из собственных границ, и подталкивает его к образованию связей с другими людьми. В идеале любовь , отстраняет от человека всякие остатки эгоистического желания и заинтересованности, она разрушает границы эгоизма в своем стремлении объединиться со всем окружающим, без расчета на вознаграждение. Числовое значение, гиматрия, слова «любовь» (אהבה) равна числовому значению слова «один» (אחד).
Любовь — это основа добровольного деяния. Ведь объединение с другими людьми происходит через даяние — благодеяние, хесед. Рамбан объясняет, что качество любви есть корень всех предписывающих заповедей (а корень запрещающих заповедей — качество страха перед Всевышним).
«Определение служения связано, в основном, с действием, с заповедями, связанными с исполнением» (Рабейну Йона). Тем самым человек, добровольно выполняя Его заповеди, как будто бы, делает благо Всевышнему.— В этом и заключается служение.
Между людьми объединение происходит через даяние, отдачу блага. Так и связь между человеком и Творцом, прилепление к Нему — что, собственно, и составляет сущность Грядущего мира — приобретается, в основном, через выполнение 248 предписывающих заповедей. «Основа награды и корень воздаяния за служение — в исполнении предписывающих заповедей» (Рабейну Йона).
Давайте более подробно рассмотрим эту основополагающую концепцию.
Маараль (Сефер аТиферет 4) подробно объясняет суть предписывающих и запрещающих заповедей. Смысл запрещающих заповедей — охранять духовную форму человека от порчи. Чтобы в него не вошла низменность, недостаток, нечистота. Запрещающие заповеди хранят человека от Геинома (ада), поскольку Геином есть отсутствие духовности (определение Мааараля).
Но свой духовный уровень человек выстраивает, в основном, выполняя 248 предписывающих заповедей. Ими он приобретает свой мир — собственный Грядущий мир. Каждая заповедь — это положительная духовная сущность. Каждая заповедь прибавляет человеку совершенства и становится еще одним кирпичиком в здании его духовного роста, в образе Б-га в нем.
248 органов человека — это материальное одеяние его духовной формы. Их корень — в 248 предписывающих заповедях. Кость — основа строения человека (в иврите кость и сущность — однокоренные слова). Сухожилия — их 365 — это облачение 365 духовных «сухожилий», корень которых — в 365 запрещающих заповедях. Цель сухожилий — сохранение костей, существование человеческого тела в правильной форме.
Так мы можем понять слова рабейну Йоны: совершенство образа Б-га в себе человек приобретает, выполняя 248 предписывающих заповедей. Через них он приходит к совершенству и удостаивается прилепиться к Творцу, стать обитателем Грядущего мира.
«Сказал Рав: Авраам исполнял всю Тору, как сказано: “…вследствие того, что слушал Авраам Мой голос и хранил Мои заповеди и Мои законы”. “Сказал Рав или, возможно, рав Аши: Авраам соблюдал даже эрув тавшилин, как сказано: Мои законы — Письменный закон и Устный закон” (Йома 28б)».
Авраам назван «любящим Меня», а любовь приводит к исполнению заповедей по собственной инициативе и желанию. Числовое значение (гиматрия) слова Авраам — 248.
Суть Авраама — добровольное благодеяние, и он является корнем добровольного исполнения предписывающих заповедей в народе Израиля.
Молитва есть первоначальное выражение служения как такового. Рамбам в Книге Заповедей объясняет: «Он приказал служить Ему, сказав: “И служите Г-споду, Б-гу вашему”… И хотя это указание относится к общим предписаниям, оно персонифицируется в заповеди молитвы, как сказано в Сифри: “…и служить Ему” — это молитва».
Корень молитвы Авраама заключается именно в этом качестве добросердечия: сделать что-то для Всевышнего по собственной инициативе. Выйти из собственных рамок и обратиться к Творцу. Искать Его, страстно желать приобщиться к Нему, объединиться с Ним. «Ибо суть молитвы — это приобщение (двекут)» (Маараль).
Если мы хотим дать четкое определение, то оно будет таким: подобно тому, как Авраам являлся началом добровольного служения через предписывающие заповеди, так его молитва есть заря (Шахарит) всей молитвы в Израиле.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.