Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Шхина, Праотцы, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Выражение «колесница Шхины» не относится ни к одному из праведников, живших от сотворения мира до святых праотцов. Стоит поразмыслить над этим. Причина объясняется в Псикта дерав Каана: «Шхина (Б-жественное присутствие) пребывала в основном в низших мирах. Когда Первый человек согрешил, она ушла [на первое небо; и затем от грехов каждого поколения уходила все выше и выше — до седьмого неба]… Встал праотец Авраам, удостоился и спустил ее с седьмого на шестое небо, встал праотец Ицхак и спустил ее с шестого на пятое, встал праотец Яаков, удостоился и спустил ее с пятого на четвертое…»
Другими словами, возвращение Шхины, которая ушла из-за греха, — это деяние праотцов. Они — зачинатели возвращения Шхины на землю, и это и есть «быть колесницей». Как объясняет автор книги Пахад Ицхак (Песах, статья 41): «Известно, что дорога — это одна из вещей, преуменьшающих известность. Когда уважаемый человек находится постоянно в своем месте, его известность растет. Но когда он вынужден кочевать, в природе дорожных скитаний — уменьшать известность человека. Как мы находим в Торе, что когда Авраам дошел до исполнения заповеди “Лех Леха” (Иди себе), ему потребовалось специальное благословение “…и возвеличу имя твое”.
С другой стороны, бывают поездки, которые предназначены для умножения роскоши и возвеличения славы. Такова поездка в колеснице (карете). И вся важность кареты в том, что она служит символом почета для того, кто в ней едет, хотя он и скитается по дорогам и, тем самым, подвержен уменьшению славы. И запомни такое правило: сила колесницы в том, что она возвращает почет к своему корню, к первоначальному месту, несмотря на то, что здесь имела место ситуация уязвления почета.
Ведь все в руках Неба, кроме страха перед Небом. Выходит, что в данном случае существует некий аспект, как бы выпадающий из-под Высшей власти. А такая ситуация может привести нас к ощущению преуменьшения славы Всевышнего. Для этого и приходит специальный раздел Торы, высшие тайны, открывающие и проясняющие для удостоившихся, что даже это “кроме”, которое на первый взгляд выглядит как преуменьшение славы, на самом деле не что иное, как увеличение славы».
Отцовство святых праотцов по отношению к их потомкам, народу Израиля, относится к данному вопросу — быть колесницей Шхины, как объясняет Рамбан в начале книги Шмот: «Писание завершило книгу Берешит, которая есть книга Создания. Она рассказывает о создании мира и об истории праотцов, то есть о рождении и действиях их потомства… И после того, как Писание завершило рассказ о Создании, началась новая книга, — о действиях, пришедших из содержащихся в предыдущей книге намеках… Книга Шмот посвящена первому предрешенному Изгнанию… и заканчивается она тем, что евреи возвращаются на свое место, к уровню своих предков… А когда они пришли к горе Синай и сделали Скинию, и Всевышний вновь поместил Свое присутствие среди них, тогда они вернулись к уровню своих отцов… и они и есть колесница, и только тогда стали считаться освобожденными».
Очевидно, что поскольку праотцы исполняли всю Тору, каждый из них молился три раза в день. Как объясняется в Гемаре Йома 28 и в Тосафот там: «Молитва Авраама — с того часа, когда потемнеют стены» (обращенные на восток, т.е. солнце пойдет к закату, а это — послеполуденная молитва). Тосафот: «А если спросишь: мы же сказали, что послеполуденную молитву установил Ицхак?! И нужно сказать, что, тем не менее, Авраам произносил ее изначально, но не сделал ее правилом для всех домочадцев, пока ее не установил (сделал обязательной) Ицхак, — ведь он соблюдал даже закон об эрув тавшилин». Авраам «сделал правилом» только молитву Шахарит, хотя сам молился также и Минху, и Аравит. Отсюда мы делаем вывод относительно установления молитв Ицхаком и Яаковом. Каждый «ввел правило» читать молитву, соответствующую его качеству.
Авраам, бывший колесницей для качества Хесед: «Авраам знал Всевышнего через завесу, которая есть качество Величия, качество Хесед, десница Царя» (Зоар Хадаш). Его доля — данное качество, и молитва, установленная им, — Шахарит.
Ицхак, бывший колесницей качества Суда (Гвура): «Ицхак знал Его на уровне Гвура» (Зоар Хадаш). Его доля — это качество: «Ицхак — это Суд», и установленная им молитва — Минха.
А Яаков «держался обоих качеств, Авраама и Ицхака, качества Милости и качества Страха… и потому Яаков называется Истиной, в соответствии с его качеством» (Шаарей Ора 7). Он установил молитву Аравит[1].
Отношение качеств праотцов к установленным ими молитвам будет обсуждаться в следующих главах. Стоит также поразмыслить еще раз над тем, что мы объяснили в размышлении «Молитва — жизнь во времени» по поводу параллели между тремя периодами дня и различными молитвами и качествами Хесед, Дин и Рахамим.
[1] Легко понять, что речь не идет о том, что Авраам не был совершенным в качестве Трепета перед Б-гом, — ведь в этом и состояло его испытание — жертвоприношение Ицхака, о котором сказано: «Теперь я знаю, что ты боишься Б-га». И несомненно, что Ицхак был совершенен в качестве Хесед (в категории Гвура в Хесед и Хесед в Гвуре). Речь идет об их основном качестве.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»