Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Еврейская молитва, Праотцы, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Мы уже объяснили, что человек должен молиться Всевышнему, поскольку производное обращается к своей причине и зависит от нее, и потому молится причине, и это ясно. И об этом сказал раби Ханина: “Молитвы установлены праотцами”, поскольку праотцы были началом всего мира, а потому и назывались праотцами, а не первыми праведниками. Ведь весь мир создан ради Израиля, а праотцы были отцами и началом Израиля. И праотцы как бы являются первым производным, которое сделал Всевышний, а производное нуждается в своей причине и зависит от нее. И потому праотцы, которые есть начало, установили молитвы» (Маараль, Нетив аАвода 3).
Понимание глубины этих слов Маараля и есть тема данной главы.
«Праотцы — начало мира»
«Вот порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם)». Это слово состоит из тех же букв, что и слово אברהם (Авраам). (Берешит раба 12).
В книге Рамхаля «Путь Творца» (ч.2, гл.4) детально объясняется развитие поколений от Адама до Авраама. Предназначением Адама, Первого человека, было стать наибольшим совершенством в творении и тем, кто приведет все творение к конечному исправлению. После греха он и все творение спустились с высокого уровня. Весь человеческий род опустился на весьма низменную ступень, недостойную вечного возвышенного уровня, который предназначался ему изначально. Но среди рода человеческого со стороны его истинного корня не прекратила существовать высшая категория, и потомство Адама не было совсем отвергнуто. Всевышний дал его потомкам выбор: они могли приложить усилия и постараться возвыситься с низшего уровня на высший. И отвел им время для этого — до Поколения Разделения. Эти поколения называются «поколениями корней», поскольку в них установилась суть последующих поколений, «поколений ветвей». Но все они, по Высшему суду, были признаны достойными оставаться на низкой ступени человечества, и только Авраам был избран по своим деяниям, и возвысился, и стал вознесенным и благородным древом, в соответствии с реальностью человечества на высшей ступени. Отсюда началось строительство народа Израиля: три праотца, двенадцать колен, шестьсот тысяч вышедших из Египта.
От Авраама начинается новое сотворение мира. «Праотцы — начало мира». «Авраам был первым, с кого началось обновление в творении, когда мир вышел из состояния хаоса и через него стала просвечивать внутренняя Б-жественная мудрость» (Ор аТора 113).
С этой точки зрения мы сможем объяснить, почему было необходимо, чтобы установление молитв в Израиль относилось именно к праотцам.
«Тебе следует понять эти вещи. Раби Йоси, который сказал, что молитвы установлены праотцами, считал, что молитва — это приближение к Всевышнему со стороны того, что Он — причина мира, а праотцы — начало мира. И потому они первые из тех, для кого Всевышний — причина, и потому молитвы установлены праотцами» (Маараль. Нетив аАвода 3).
Мы уже объясняли, что сущность акта молитвы — в предстоянии молящегося как нуждающегося перед Царем. Нуждающегося во всех смыслах и аспектах — материальных и духовных. Более глубокое понимание этого вопроса: молящийся должен предстать на молитву как следствие перед своей причиной. Другими словами, у него нет своего отдельного существования. Вся реальность его бытия — в воле Творца, и чем глубже он понимает эту концепцию, чем сильнее почувствует свое существование как ничтожное и зависимое от Всевышнего, тем лучше исполнит назначение молитвы: приближение и приобщение к Творцу и восполнение всего, что недоставало человеку.
Нам следует также поразмыслить над следующим. Всевышний создал мир так, чтобы объекты существовали как бы сами по себе и выполняли отведенную им роль. У каждого создания своя функция, у каждого творения — свои плоды. Все Творение предстает перед нами в своем величии и в своих характерных свойствах, чтобы выполнять свое предназначение. Но когда Творение отдаляется от своей исходной точки, может создаться впечатление, что оно существует само по себе, что ее реальность — естественна и самоочевидна. Более того, может возникнуть ошибочное мнение, что в самом Творении заложен источник духовного изобилия и благословения, и ему уже не нужно получать их от Творца.
На протяжении поколений от Адама до Авраама снижение духовного уровня человека, отдаление от изначального состояния творения, вело к все большему умалению Служения Всевышнему. Происхождение идолопоклонства, которое подробно описывает Рамбам (Законы идолопоклонства 1), проистекало из того же отдаления поколений от исходной точки творения, и так постепенно установилась концепция «самодостаточной природы».
А человек, знающий о своей важности и о своем превосходстве над всеми созданиями, воспринимает свое существование как необходимое в мире, как его цель. Он говорит: «Ведь все твари созданы, чтобы служить мне, и даже боги нуждаются во мне!» И потому он служит им, чтобы привлечь от них положительное влияние, в соответствии со своими нуждами. «Злодеи стоят над своими богами». Если посмотреть глубже, здесь нет никакого служения вообще, поскольку все оно — для самого себя, для человека и удовлетворения его потребностей.
Таким образом, мы видим, что, чем больше отдалялись люди от точки отсчета мироздания, тем больше скрывалось и умалялось служение и пропадала молитва. Чтобы она опять раскрылась, был нужен человек, который вернет творение к началу, и вернет сотворенных к исходной точке.
Нет другого создания, который бы так ощущал себя сотворенным и существующим лишь по воле Творца, как Первый человек. В тот момент творения, когда он вышел из-под руки Всевышнего, он абсолютно четко уяснил и познал совершенным знанием, что вся реальность его существования — только в воле Всевышнего. И тогда родилась в мире первая молитва.
Так праотец Авраам, познавший Творца и постигнувший, что у творения есть Первопричина, открыл всему миру, что у мира есть Господин. Он вернул людей к Всевышнему, и он возвратил мир к исходной точке.
И тогда молитва родилась заново. Авраам установил молитву Шахарит, Ицхак установил молитву Минха, Яаков установил молитву Маарив.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»