Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Праотцы, Связь с Творцом, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Учили мудрецы. Случай с рабаном Йохананом бен Закаем, который ехал по дороге верхом на осле, а раби Элазар бен Арах погонял за ним (другого) осла. Сказал ему: Раби, научи меня одной главе из учения о Колеснице. Сказал ему: Разве не так я учил вас: не обучают Колеснице даже один на один, разве только ученик остер и догадывается сам. Сказал ему: Раби, разреши мне сказать перед тобой одну вещь, которой ты меня научил. Сказал ему: Говори. Тут же слез рабан Йоханан бен Закай с осла, закутался и сел на один камень под оливой. Сказал ему: Раби, почему ты слез с осла? Сказал: возможно ли, что ты толкуешь о строении Колесницы, и Шхина(Б-жественное присутствие) — с нами, и ангелы служения провожают нас, а я буду ехать на осле?! Немедленно начал раби Элазар бен Арах толковать о Колеснице, и спустился огонь с неба, и окружил все деревья в поле. Начали они все и сказали песнь. Какую же песнь они сказали? “Прославляйте Г-спода с земли, земноводные и все бездны, плодовые деревья и все кедры, славьте Г-спода!” Ответил ангел из огня и сказал: Это и есть учение о Колеснице. Встал рабан Йоханан бен Закай, поцеловал его в голову и сказал: Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, Который дал сына нашему праотцу Аврааму, который может понимать, и исследовать, и толковать о Колеснице. Есть тот, кто прекрасно говорит, но некрасиво выполняет; прекрасно выполняет, но некрасиво говорит. Ты же красиво говоришь и прекрасно выполняешь. Счастлив ты, наш праотец Авраам, что Элазар бен Арах вышел из твоих чресел» (Хагига 14б).
На первый взгляд, странно: в чем может заключаться «прекрасно выполняет» по отношению к словам Торы о строении Колесницы? Но ответ заключается в следующем: сам толкователь должен стать колесницей для Шхины (Б-жественного присутствия). Поэтому он и называется «сыном праотца Авраама» — первого, кто стал колесницей для Шхины.
«И поднялся Б-г от Авраама» — «праотцы и есть колесница» (Берешит раба 47). «Ибо через них Шхина обитает на земле, и Шхина находится на них, потому они — Трон для Шхины и Колесница Ее» (Гур Арье). И когда спустился с неба огонь и окружил все деревья — что указывает на раскрытие Шхины — увидел р. Йоханан бен Закай, что р. Элазар бен Арах служит Колесницей.
Каждый еврей обязан идти по пути праотцов, как говорит Тора в стихе (Дварим 13:5): «За Г-сподом, Б-гом вашим, идите». Но разве возможно человеку идти за Шхиной, ведь уже сказано: «Ибо Г-сподь, Б-г твой — огонь пожирающий. Но следует идти за качествами Всевышнего» (Сота 14). И так толковали Мудрецы стих: «Вот Б-г мой, и я прославлю Его»: Будь подобен Ему! Как Он милостив и милосерден, так ты будь милостив и милосерден (Шабат 133б).
В этом и заключается величайший уровень человека, как объясняет Рамбам: «Величайший уровень человека — уподобление Всевышнему насколько это возможно. Другими словами, уподоблять наши действия Его действиям. Как объяснили мудрецы стих “Будьте святы” и сказали: “Как Он милостив, так и ты будь милостив” (Путеводитель заблудших 54). Вот путь, который завещал праотец Авраам своим сыновьям: “И подобным образом пророки называли Б-га всеми этими именами: “долготерпеливый и многомилостивый”, “праведный и прямой”, “сильный” и т.п. Чтобы дать нам понять, что это — правильные и прямые пути, и каждый человек обязан идти по ним и уподобляться Всевышнему насколько это в его силах… И поскольку этими именами называется Создатель, этот путь называется путем Творца”.»
Этому и учил Авраам своих сыновей, как сказано: «Ибо Я признал его ради того, что он заповедал своим сыновьям и своему дому после него, и те хранили путь Г-спода, творя справедливость и суд». И идущий по этому пути приводит себе благо и благословение, как сказано: «…Чтобы привел Г-сподь на Авраама то, что говорил о нем» (Рамбам, Законы познания 1).
Так человек приводит к совершенству образ Б-га в нем, как объясняет раби Моше Кордоверо: «Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “Образ прекрасен, но дела его безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — это его действия. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!» (Томер Двора 1).
Сущность понятия «сделаться колесницей Шхине» объясняет нам рав Деслер в своей книге: «И есть в этом очень глубокие вещи. Но то немногое, что нам дано понять: святые праотцы удостоились прилепить все свое сознание, сердце и бытие к Творцу без всякой преграды. И все их существование было предано Всевышнему, так что не осталось никакого места для проявления их собственной сущности. Все их мысли и действия были направлены только на служение Творцу, так что в любом их слове или движении, даже в тех, которые выглядят как земные занятия, раскрывалась святость Всевышнего и пребывание Его Шхины. Настолько, что Всевышний начертал на них Свое Имя, как мы говорим: “Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова” (Михтав миЭлияу т.2, Лех Леха)».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»