Из цикла «Врата святости», темы: Пророчество, Духовный мир, Самосовершенствование, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
Хотя в прошлых вратах мы и предостерегли человека от любых способов заклинаний, он не должен отчаиваться. Ибо сказано на стих (Шофтим 4:4): «А Двора, женщина, — пророчица…», — учили в доме Элияhу (Раба 9): «Свидетельствую я и со мной небо и земля, что на мужчину или женщину, еврея или нееврея, раба или рабыню дух святости снисходит только согласно делам их».
Мы своими ушами слышали и своим глазами видели особенных людей, достигших духа святости в наше время; они предсказывали будущее, и были среди них обладающие мудростью, не открывшейся предыдущим поколениям. И чтобы не опустились руки у желающих достичь святости, я объясню нечто и приоткрою с игольное ушко, и пусть Всевышний не лишит блага бесхитростных.
Прежде всего, объясним несколько способов постижения, а в восьмых вратах, с Б-жьей помощью, объясним, как следует использовать их.
Самый верный способ постижения — это написанный от имени «Учили в доме Элияhу», доброй памяти. Это путь, по которому шли древние, воздержанные 350 благочестивые. Он начинается с полного раскаяния в том, что человек уже испортил; затем раскаявшийся восполняет себя совершением заповедей «делай», молится в полном сосредоточении и занимается Торой во имя Небес, с полной отдачей, подобно быку, тянущему ярмо, пока не обессилеет. Всё это должно сопровождаться ограничением в удовольствиях, еде и питье, пробуждением в полночь или немного раньше, устранением дурных качеств и отстранённостью от всех людей, даже в том, что касается ничего не значащих бесед. Затем следует очищать тело, постоянно окунаясь в микву и время от времени уединяясь для размышлений о трепете пред Всевышним, постоянно представлять пред собою (Имя) Всевышнего, стараться освободить свои мысли от пустяков этого мира и всеми силами достичь единения со Всевышним в любви. Так можно удостоиться духа святости одним из перечисленных далее способов.
Первый состоит в том, что человек приведёт к своей душе высший свет из высшего корня своей души, как это объяснялось в пятых вратах, и это — настоящий дух святости.
Второй способ — с помощью занятия Торой или исполнения некоей заповеди, как объясняют мудрецы (Авот 4:11), что, исполняя одну заповедь, человек приобретает себе защитника и возникает настоящий ангел, если только человек исполняет эту заповедь постоянно, с полным намерением, соблюдая все законы, и тогда этот ангел открывается ему. В этом суть описанных в книгах «ангелов-рассказчиков». Однако если заповедь не будет исполнена в точности, со всеми законами, «рассказчик» будет постоянно смешанным из добра и зла, истины и лжи.
Третий способ состоит в том, что, благодаря упомянутому выше благочестию, человеку открывается Элияhу, доброй памяти, и чем больше будет благочестие, тем больше будет открытие.
Четвёртый вариант, сильнейший из всех, состоит в том, что человек удостаивается того, что ему открывается душа одного из умерших древних праведников. Или из тех, что связаны с корнем души этого человека, как это выяснится, или других, из-за того что он как следует исполнил ту же заповедь, что и они. И тот, кто удостоится этой ступени, постигает невероятную мудрость и тайны Торы, согласно поступкам.
Пятый вариант — самый слабый из всех. Он заключается в том, что человек увидит во сне будущее и знания, близкие к духу святости.
Это прямой (праведный) путь, ибо, поскольку на этом пути человек не заклинает и не заставляет высших, а достигает всего силой своих добрых дел и святости, дух святости снисходит на него без примеси зла. Чего нельзя сказать о тех случаях, когда человек силой или просьбами получает способы заклинаний с помощью действий, молитв или соединений. Ведь если он допустит ошибку, то может получить вещи внешние, смешанные (из добра и зла).
Есть ещё пути, связанные действиями, которые будут объяснены в четвёртой части, — эти пути связаны с низведением на человека одного из пяти вариантов, объяснённых выше, даже если они не происходят сами по себе. Эти пути требуют великой святости и чистоты, для того чтобы в них не было упомянутых примесей. Однако первый путь использовали ещё в древние времена, как об этом пишет РаМБаН, благословенной памяти, в комментарии на стих (Дварим 11:22): «…и соединиться с Ним», и в главе 5 «Письма о святости», о бен Азае, вокруг которого, когда он учился, пылал огонь.
350 Воздержанные — т.е. аскеты.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.