Из цикла «Стремись к истине», темы: Самопожертвование, Страдания, Награда и наказание, Раскаяние, Мировоззрение, Будущий мир, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Р. Деслер рассматривает древнюю, но неизменно актуальную проблему: почему страдают праведники и процветают злодеи? Он отнюдь не стремится обойти ее сложности, а напротив, готов рассмотреть все аспекты проблемы, включая трудные случаи врождённых заболеваний. Стоит обратить внимание, что всем трём главным этапам дискуссии предпосылается притча или история из повседневной жизни.
Главная цель р. Деслера — снабдить своих молодых учеников понятиями и концепциями, с помощью которых они смогут правильно рассматривать все проблемы подобного рода. Как было сказано в предыдущих статьях, главным средством для достижения поставленной цели является правильная оценка статуса и назначения «этого мира». Мысль о том, что этот мир является «коридором, ведущим в грядущий мир», не означает, что он не так уж и важен. Напротив, из сказанного вытекает его чрезвычайная важность, потому что всё совершаемое здесь обладает исключительной способностью создавать вечные духовные структуры. Этот парадокс выразительно описан в Мишне. С одной стороны, «вся жизнь этого мира не может сравниться с одним мигом духовного удовлетворения в мире грядущем». Но одновременно «вся жизнь грядущего мира не может сравниться с одним мгновением раскаяния и добрых дел в этом мире». Смысл сказанного ясен. Если под «этим миром» мы понимаем материальные удовольствия и эгоистические (своекорыстные) интересы, то, действительно, все они не сравнятся с одним мигом, измеренным в категориях вечности. Однако если «этот мир» представляет нам уникальную возможность выбора пути воссоздания себя, покорения низменной части своей натуры и беззаветного посвящения себя распространению добра, тогда нет ничего более возвышенного. Если концепция «другого мира» подразумевает незначительность всего происходящего в нашем мире, то, с точки зрения Торы, не может быть ничего более отталкивающего, чем подобная мысль. Олам аба — это мир вечных духовных ценностей. Человек завоёвывает себе место в этом мире преданным соблюдением Торы и заповедей. Однако следует всегда помнить, что основная цель Торы и заповедей — сделать наш мир более справедливым и честным, более здоровым и более приятным его обитателям. Нет никакого противоречия между представлением об «этом мире» как коридоре, ведущем в олам аба, и как среде обитания, имеющей чрезвычайно большую важность в качестве функции и средства для исполнения заповедей.
Нам нужно следить за тем, чтобы различать конкретные аспекты «этого мира», о которых заходит речь. Когда р. Деслер говорит, что «этот мир как таковой ничего собой не представляет», он имеет в виду бесполезность материальных забот и эгоистических усилий; более того, они могут даже вредить, если превращаются в самоцель. Однако в этой и других статьях наш учитель разъясняет, что материальные заботы, связанные с достижением целей (исполнением заповедей), приобретают огромное значение. Они становятся «транспортом», который везёт нас в олам аба, являющийся, по замыслу, результатом полного развития духовного потенциала человека.
Только уяснив себе эти основные положения, мы можем продолжить обсуждение, рассматривая проблемы процветания и страдания в «этом мире».
ТШУВА
Время — лето 5700 (1940) года. Старый удобный мировой порядок разрушен. Никто не знает, что принесёт завтрашний день.
Р. Деслер неизменно подчёркивал: мы делаем слишком большой упор на экономическое обеспечение в ущерб духовному развитию. Сейчас наступил «момент истины». Идолы прошлого лежат в руинах. Р. Деслер сравнивает наше положение с ситуациями, описываемыми в трёх знаменитых талмудических историях (трактат Авода зара). Речь в них идёт о людях, которые «обрели свой (грядущий) мир в одно мгновение». Поскольку многие читатели не знакомы с этими историями, мы приводим их здесь.
Один римский император ненавидел евреев. Он спросил своих советников: «Скажите, если нога человека поражена гангреной, следует ли ему ампутировать её и продолжить жить дальше (без ноги) или сохранить ногу и страдать?» Советники ответили: «Ему следует ампутировать ногу и жить». Услышал это Ктия бар Шалом и сказал им: «Во-первых, вы не сумеете одержать над ними (евреями) победу… Мир не может существовать без Израиля; во-вторых, люди станут называть вашу империю “ампутированной”. Император ответил: “Ты говорил хорошо. Однако всякий, кто побеждает императора в споре, должен быть погребён заживо”. Когда Бар Шалома вели на казнь, одна знатная римлянка сказала ему: “Горе кораблю, который плывёт, не уплатив сбора!” [Тебя убивают из-за Израиля; как жаль, что ты ещё не “уплатил сбора” (т.е. ты не обрезан и не можешь разделить их судьбу)]. Пока его вели, он сумел сделать себе обрезание и сказал: “Я уплатил свой сбор, переправился и ушёл”. Перед казнью он сказал: “Всё моё состояние пусть пойдёт раби Акиве и его коллегам…”. Тут раздался голос с Небес: “Ктия бар Шалом удостоен жизни в грядущем мире”. Раби заплакал, промолвив: “Одни обретают грядущий мир в одно мгновение, а другие трудятся для этого много лет”.»
О «раби» Элазаре бен Дурдаи говорили, что во всём мире не было блудницы, с которой он не вступил бы в сношения. Как-то раз он услышал, что в одном большом городе в далёкой заморской стране жила блудница, бравшая в качестве платы целый кошелёк динаров. Он взял кошелёк с динарами и отправился за семь рек и морей, чтобы встретиться с ней. Когда они остались наедине… она сказала: «Точно так же, как это дыхание не вернётся в то место, откуда исходит, никогда не будет принято раскаяние Элазара бен Дурдаи». Услышав это, он оставил ее и уселся меж двух гор… Сказал: «Горы и холмы, просите милости для меня!» Они сказали ему: «Мы скорее попросим милости для себя, ибо написано: “Горы уйдут, и холмы будут сдвинуты”.» Сказал: «Небеса и земля, просите милости для меня!» Те ответили: «Мы скорее станем просить милости для себя, ибо написано: “Небеса исчезнут, как дым, и земля износится, как одежда”.» Сказал: «Солнце и луна, просите милости для меня!» Они сказали ему: «Мы скорее станем просить милости для себя…». Сказал: «Звёзды и планеты, просите милости для меня!» Они сказали ему: «Мы скорее станем просить милости для себя…». Он сказал: «Не иначе, как всё зависит от меня одного». Он положил голову на колени и разразился рыданиями. И плакал до тех пор, пока не отлетела его душа. Раздался голос с Небес: «Раби Элазар бен Дурдаи удостоен жизни в грядущем мире…». Раби заплакал, промолвив: «Одни обретают грядущий мир в одно мгновение, а другие трудятся для этого много лет». Позднее Раби сказал: «Мало того, что раскаявшихся грешников принимают, их даже венчают титулом ’раби’».
[Римляне] обнаружили, что раби Ханина бен Терадион сидит, изучая Тору, в окружении многочисленных последователей, и на груди у него свиток Торы. Они привели его [на место казни], обернули в свиток Торы, вокруг разложили кучи веток и подожгли. Они принесли мотки спутанной шерсти, пропитанные водой, и положили ему на грудь возле сердца, чтобы не умер слишком быстро. Его дочь сказала: «Отец, мне суждено видеть тебя в таком состоянии?!» Он ответил ей: «Если бы меня сжигали одного, меня бы это беспокоило, но ведь меня сжигают вместе со свитком Торы. Тот, Кто отомстит за свиток Торы, отомстит и за меня». Его ученики сказали: «Раби, что Вы видите?» Он ответил: «Свиток (пергамент) горит, но буквы летают в воздухе». [Они сказали]: «Почему вы не открываете рта, чтобы огонь вошёл внутрь (и сократил мучения)?» Ответил им: «Пусть лучше Тот, Кто дал мне душу, возьмёт её, а я не стану причинять себе вреда». Спросил у него палач: «Раби, если я раздую пламя и уберу с Вашей груди мокрую шерсть, я удостоюсь жизни в грядущем мире?» Он ответил: «Да». [Тот сказал]: «Поклянитесь мне». Он поклялся. Тотчас палач раздул пламя и удалил шерсть с его груди. И душа его отлетела чистой. [Палач] тоже бросился в огонь. Раздался голос с Небес: «Раби Ханина бен Терадион и палач удостоены жизни в грядущем мире». Раби заплакал, промолвив: «Одни обретают грядущий мир в одно мгновение, а другие трудятся для этого много лет».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»