Из цикла «Стремись к истине», темы: Провидение, Мировоззрение, Вера, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Эта статья была написана в 5700 (1939-1940) году вскоре после начала Второй мировой войны. Члены кружка учеников р. Деслера в Англии оказались рассеянными по разным странам. Статья была написана в качестве «письменного урока» для поддержания контакта с учениками, и её отправляли по частям. (Р. Деслер сам печатал эту статью на пишущей машинке, стараясь закладывать максимальное число листов). В то же самое время составлялись и распространялись уроки по алахе, построенные на разъяснении различных тем Талмуда.
Статья была задумана как дискуссия на тему о природе и значении Б-жественного Провидения и критериев применения качеств «справедливости» и «милосердия». В ходе широкого исследования выявляются многие глубокие психологические тонкости, в частности, относящиеся к природе и сущности иудаизма, а также тонкие моменты действия йецера атов и йецера ара и природы свободного выбора. Рассматриваются проблемы чистой и нечистой мотивации и другие факторы, влияющие на возникновение трудных ситуаций в жизни людей вообще и евреев в частности.
Как и в других статьях, центральной здесь является мысль о реальности и первичности духовной жизни. Грядущий мир для р. Деслера — это яркий, сияющий мир. Духовный опыт нашей жизни здесь и сейчас содержит лишь намёк на этот грядущий мир. В духовной вселенной свои законы, отличные от того, что имеют место в физическом мире. Например, существуют законы духовного наследования; в этой вселенной (но не в той) приобретённые свойства могут наследоваться лишь при условии, что они глубоко укореняются в душе, как бы «гравируются» в ней в пламени проб, испытаний и в преодолении искушений.
Ещё одна идея, впервые появляющаяся здесь, а позднее часто встречающаяся в размышлениях р. Деслера: смерть не приводит к фундаментальным изменениям в личности человека. Основные черты характера и склонности, приобретённые за годы жизни, сохраняются после смерти тела и остаются базой будущих впечатлений и переживаний личности в духовном мире. В Талмуде имеются серьёзные доводы в пользу такой идеи, и из неё вытекает ряд интереснейших следствий. Оглядываясь назад, можно сказать, что этот урок стал пророческим: в нём подчёркнута способность еврея принять от Б-га даже великие несчастья с непоколебимой верой. Катастрофа еще не предстала взору потрясенного человечества, но р. Деслер уже тогда писал, что «такая пылкая вера требуется сейчас больше, чем когда бы то ни было, поскольку на нас обрушилось огромное количество бед и преследований, каких не бывало за всю длинную историю нашего галута». Эти слова — проявление непоколебимой веры еврея в доброту Б-га, веры, сохранённой даже перед лицом Катастрофы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.