Темы: Хасидские рассказы, Радость, Раби Нахман из Бреслава, Еврейская притча
Однажды отправился один человек со своим извозчиком в Берлин и другие большие города. Вышел он по нужде, а извозчик Иван остановился с повозкой посреди улицы. Подошел к нему солдат и спросил: «Ты чего здесь стоишь? Кто ты?» (По-немецки «кто ты» — wer du — вер ду).
А извозчик подумал, что солдат его имя спрашивает, и ответил: «Иван».
Солдат дал ему по голове и снова потребовал: «Верду»!
А извозчик ему кричит: «Иван»!
Солдат опять его ударил и крикнул: «Верду»!
Наконец, прогнал солдат его вместе с повозкой с середины улицы на обочину. А когда вернулся хозяин, стал озираться, нашел свою повозку и говорит извозчику: «Иван…».
А извозчик ему в ужасе: «Не зови меня Иван! Зови Верду»!
Когда выехали из города, извозчик и говорит: «Теперь можешь звать меня Иван. Там мое имя Верду, а здесь Иван».
И закончил раби Нахман, сказав: «Нужно стать Верду». Человек знает о своем низком духовном уровне. Но когда тело — Иван — очищается от материи, оно называется «Кто» и «Что». Но потом все возвращается обратно и человек снова становится Иваном, потому что материя остается материей.
Истории, рассказанные нашим учителем
Жил-был один бедняк, что копал глину и продавал, тем и кормился. Однажды, копая глину, он нашел драгоценный камень, с виду очень дорогой. Но поскольку не знал его стоимости, понес его к знатоку, чтобы тот оценил.
Знаток ответил: «Нет здесь покупателя на такой камень. Отправляйся в Лондон, в столицу, там сумеешь его продать».
Но человек был так беден, что не мог даже оплатить путешествие. Продал он все, что имел, и стал ходить из дома в дом, собирая на поездку. Наконец, набрал достаточно, чтобы поехать за море.
Хотел он купить билет на корабль, да не хватило денег. Пошел тогда к капитану и показал ему камень. Капитан сразу пригласил его на корабль с большим почетом, полагая, что ему можно вполне доверять. Дал ему каюту первого класса и обращался с ним, как с богатым человеком.
Из каюты видно было море, а он сидел, смотрел все время на камень и радовался. И особенно любил смотреть на него во время еды, потому что еда в хорошем расположении духа очень полезна для пищеварения.
Однажды сидел он и ел, а камень лежал перед ним на столе, чтобы он мог ему радоваться. Сидел так и задремал. Подошел мальчик, который убирал со стола, снял скатерть и стряхнул с нее крошки вместе с камнем в море. Когда он проснулся и понял, что случилось, чуть с ума не сошел от горя. Да и капитан был человек жестокий, не колеблясь, мог убить его за стоимость билета.
Ничего ему не оставалось, как продолжать радоваться, будто ничего не случилось. Капитан обычно говорил с ним подолгу каждый день, и в этот день он привел себя в хорошее настроение, чтобы тот ничего не заметил.
Капитан сказал ему: «Я хочу купить много зерна, чтобы продать его в Лондоне с огромной прибылью. Но боюсь, что меня обвинят в краже из царской казны. Поэтому я оформлю покупку зерна на твое имя, а тебе хорошо заплачу за беспокойство».
Бедняк согласился, но как только они приехали в Лондон, капитан умер. А все зерно было уже на имя бедняка, и стоило намного дороже того брильянта.
(Раби Нахман) закончил: «Тот брильянт не принадлежал бедняку. Доказательство — что не сумел он его удержать. Но зерно действительно было его — потому-то он его сохранил. Но он получил то, что заслуживал, лишь потому, что остался счастливым.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).