Темы: Хасиды, Раби Нахман из Бреслава, Связь с Творцом, Самосовершенствование
Окна дома раби Нахмана выходили на рыночную площадь города, где проходила ярмарка. Раби Нахмман заметил одного из своих учеников, который очень сильно спешил на базар. Раби позвал его, когда тот зашел в дом, раби спросил его
— Видел ли ты сегодня небо?
— Нет. — Раби Нахман велел ему подойти к окну.
— Посмотри на улицу и скажи мне, что ты видишь.
— Я вижу телеги, лошадей и людей, которые бегают туда-сюда.
— Через пятьдесят лет будет совсем другая ярмарка, все что ты видишь уже не будет, а будут другие лошади, другие телеги, другие товары и люди будут другие. Меня уже не будет и тебя тоже. Сегодня я тебя спрашиваю, чем ты так занят и куда ты так торопишься, что у тебя нет даже времени взглянуть на небо?
Раби Нахман родился в 1772 г. в Меджибоже на Украине. Правнук великого Баал-Шем-Това, основателя хасидского движения, и внук раби Нахмана из Гродно одного из ближайших его учеников. Раби Нахман ещё совсем в молодости достиг высочайших высот святости и мудрости. Он продолжал совершенствоваться и подниматься всё выше, никогда не останавливаясь на месте. Но при этом был человеком, стоящим на земле и понимающим тяготы и боли самых простых людей. На какой бы низкой духовной ступени ни находился человек, раби Нахман умел найти в нём хорошее и вернуть его к служению Творцу.
Раби Нахман умер в 1810 г., прожив 38 лет. Несмотря на свой молодой возраст, он притягивал к себе от простых людей до больших знатоков в Торе, и праведников своего поколения, которые многие из них были заметно старше его. Все находили в нём своего «ребе», учителя, который давал им поддержку и указывал каждому свой духовный путь в жизни.
Раби Нахман жил в эпоху когда, человеческий разум был на пороге толчка вперёд, сильного прорыва в науке. Рациональное мышление набирало всё большую популярность. Начинались ростки аскалы и эмансипации. Раби Нахман определил наступающее время, сказав «Идёт огромное неверие в мир».
Сегодня спустя 200 лет после его смерти мы знаем насколько он был прав! Только люди с сильной верой смогут выстоять и у них будут на это сильные испытания. Основную поддержку и силу, справиться с этим и другими испытаниями, люди смогут черпать из Итбодедут(уединение с Творцом).
Итбодедут является ключевым советом во всём учении раби Нахмана. Итбодедут от ивритского слова бодед — одинокий, то есть означает наедине (в одиночку) с Творцом. Совет этот находится во многих книгах еврейских мудрецов по морали и исправлению качеств, самых разных времён. Раби Нахман поставил ударение на этом, сделав итбодедут, не ещё одним советом, а основной осью, на которой держится всё духовное продвижение и служение Творцу. Тот час в день, который держит всё остальное время, чтобы человек жил с Всевышним, когда он учится, работает, молится, ест, находится с людьми, то есть всегда. Раби Нахман учил: разговаривай с Творцом, как человек с другом. На том языке, на котором тебе легче говорить, простыми словами. Важно именно говорить словами, а не только обращать мысли к Богу, так как речь обладает большой силой, направить сердце человека по следу произносимых им слов. Даже если можешь сказать, только «Помоги мне» это тоже очень хорошо, продолжай повторять это снова и снова, пока слова сами не польются из сердца. Это некоторые из практичных советов раби Нахмана по итбодедуту. Раби Нахман хотел, чтобы у каждого была своя личная связь с Творцом, чтобы каждый раскрывал перед ним свои самые сокровенные мысли и желания, свои боли и заботы. Тот кто делает итбодедут, вера для него не просто понятие, которое всем понятно и само собой разумеется, а это жизнь, он живёт вместе с Творцом.
Иногда, когда человек уже находится в месте, где нет никого рядом, он один. Могут придти мысли: «Что я сейчас буду говорить, я же смешно выгляжу. Я не умею и т.п.» Перед Ним нечего скрывать, всё открыто, да и главное не нужно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.