Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Бреславские хасиды, Хасидизм, Раби Нахман из Бреслава, Александр Кац
Раби Натан бар Нафтали-Гирш Штернгарц (р. Носон из Бреслава; 5540-5605 /1780-1845/ гг.) — организатор и руководитель движения хасидей Бреслав.
Родился пятнадцатого швата 5540 /1780/ года в г. Немирове, в семье миснагдим (противников хасидизма).
Взял в жены дочь р. Давида-Цви Ойербаха, главного раввина г. Шаргорода.
Преодолев противодействие семьи, стал учеником выдающихся хасидских наставников р. Леви-Ицхака из Бердичева (см.) и р. Баруха из Меджибожа (см.). В 5562 /1802/ году он познакомился с р. Нахманом из Бреслава (см.) и вскоре стал его горячим последователем.
Во время первой встречи р. Нахман сказал ему: «Мы давно знакомы друг с другом, но до времени были разлучены».
Р. Носон (так звучит имя «Натан» в ашкеназском произношении) переехал в Бреслав, чтобы постоянно находиться рядом с наставником. Он записывал уроки и наставления р. Нахмана, а затем издавал эти записи в бреславской типографии, которую он основал для распространения идей своего учителя.
На основе своих записей, проверенных самим р. Нахманом, он составил книгу Ликутей Моаран (Собрание изречений нашего наставника р. Нахмана), ставшую основополагающим трудом бреславского направления в хасидизме.
В книге Ликутей тфилот (Собрание молитв), написанной по просьбе самого наставника, р. Носон облачил бреславское учение в форму поэтичных и задушевных молитв.
Основные законы и правила бреславского пути служения Всевышнему, проложенного р. Нахманом, р. Носон изложил в книге Ликутей алахот (Собрание законов).
В книге Сипурей маасиёт (Повести) р. Носон объединил сказочные истории, которые р. Нахман рассказывал в последние годы жизни. Р. Носон перевел эти сказания с идиша на иврит, и издал, в соответствии с волей р. Нахмана, с параллельным текстом: вверху листа — на иврите, а внизу — на идиш.
Впоследствии р. Носон составил целый ряд сочинений, повествующих о жизненном пути и мировоззрении р. Нахмана: в том числе такие книги, как Шивхей Аран (Прославление р. Нахмана) и Сихот Аран (Беседы р. Нахмана).
После смерти р. Нахмана, последовавшей в 5571 /1810/ году, руководство учениками перешло к р. Носону — однако он отказался стать новым «Ребе», заявив, что духовным главой движения по-прежнему остается р. Нахман.
Р. Носон сумел объединить учеников р. Нахмана, разбросанных по всей Украине, в единое братство. Он организовал ежегодные собрания хасидов на могиле наставника, в г. Умани, — как и при жизни р. Нахмана, эти съезды были приурочены к празднику Рош ашана.
Через десять лет количество приезжающих в Умань настолько возросло, что р. Носону пришлось построить там специальный клойз (дом молитвы), предназначенный для ежегодных собраний.
Р. Носон из Бреслава умер десятого тевета 5605 /1845/ года.
В последующие годы бреславское движение распространилось по всей Украине и Польше; значительная бреславская община появилась также в Земле Израиля. Внук р. Носона, р. Авраам Штернгарц, прибывший перед началом второй мировой войны на Святую Землю, организовал ежегодный киббуц (съезд) бреславских хасидов на горе Мерон, возле Цфата.
В послевоенные годы наиболее крупные центры движения сложились в Йерушалаиме и Бней-Браке, а также в Нью-Йорке. В 5748 /1988/ году, с падением «железного занавеса», возобновилось паломничество бреславских хасидов в Умань.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»