Из цикла «Даат тфила», темы: Время, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Молитва: «временная жизнь» (Шабат 10а)
Откуда учили о трех ежедневных молитвах? Р. Шмуэль бар Нахман сказал: в соответствии с тремя изменениями, происходящими с дневным светом. Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, что ты вывел меня из тьмы на свет.
Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как я был во тьме и Ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Талмуд Йерушалми, гл. Тфилат аШахар 1).
«Откуда учили о трех ежедневных молитвах? Р. Шмуэль бар Нахман сказал: в соответствии с тремя изменениями, происходящими с дневным светом. Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, что ты вывел меня из тьмы на свет. Пополудни человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как удостоил Ты меня увидеть солнце на востоке, так удостой меня увидеть ее на западе. Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же как я был во тьме и ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Талмуд Йерушалми, гл. Тфилат аШахар 1)».
«И в соответствии с этими изменениями времени, праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье дневное изменение» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).
Связь молитвенного служения со временем дня и с положением солнца на небосводе — это тема, требующая прояснения. Чтобы понять этот вопрос, нам нужно сначала поразмыслить о сути этих изменений и трансформаций. Мы должны уразуметь смысл понятия «время» и его связь с молитвенным служением.
«Бытие, существующее во времени, подвержено изменению, а любое изменение — это страдание. Ибо Всевышний создал Свой мир с помощью буквы ה… И потому объекты этого мира способны к пяти[1] видам изменения, и они связаны со страданием.
Не так Грядущий мир, сотворенный буквой י, малой, как точка, и не разделяющейся. Но буква ה — не точка и подвержена разделению. Потому ею создано время, которое делится, и отсюда обновляется бытие, в котором есть изменение, и отсюда следует страдание» (Ор хадаш 2).
Чтобы мы смогли почерпнуть больше из глубин учения Маараля, необходимо расширить объяснение.
Процессы этого подлунного мира протекают в рамках времени. В Грядущем мире нет временного разделения: все существует в вечном единообразном бытии, в одной и той же точке. Речение, связанное с сотворением времени — это «В начале (сотворил Б-г небо и землю)» (Адерет Элияу).
[1] Численное значение (гиматрия) буквы ה — 5.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.