Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Время — это прошлое или будущее. И прошлое уже состоялось, а будущее еще не наступило, и одно не подобно другому

Сотворение времени призвано дать возможность существованию мира, суть которого — изменение и достижение совершенства через развитие в процессе изменения. Смысл слова זמן (время) — готовность. Ункелус переводит стих «будьте готовы на три дня» словом זמינין (готовы), однокоренным со словом «время» («הוו זמינין לתלתא יומין»). Материальный мир — коридор, приготовление к Грядущему миру. Цель Творения —в приготовлении (מזומנת) к жизни Грядущего мира. Это будет достигнуто, когда оно придет к совершенству в процессе развития материального мира.

Процесс, изменение, развитие, совершенствование — все эти понятия могут существовать только в рамках времени, в реальности, в которой Творение, существовавшее в единообразном и совершенном бытии, было разделено на прошлое, настоящее и будущее. Появилась координата, в которой каждый момент — это отдельный отрезок жизненной реальности, и только их соединение в одну протяженность создает течение времени. Говоря словами Маараля, «время — это прошлое или будущее. И прошлое уже состоялось, а будущее еще не наступило, и одно не подобно другому».

Слово «момент» на иврите (רגע) — однокоренное со словом «разбиение»: «Разбил (רוגע) море — и зашумели волны его» (Йешая 51:15). Сотворение времени — это создание реальности, состоящей из моментов — разделенной и квантованной реальности, создающей возможность изменения, процессов и развития в мире.

Как объясняется в Нефеш аХаим: «Корень всего сотворения мира и его внутреннее содержание — это четыре буквы Имени Всевышнего. Их слияние и сочетание в каждый момент и мгновение в корне их корней — совершенно непостижимо, и Всевышний обновляет их в каждое мгновение по Своей воле. А суть их слияния в каждый момент — это 1080 сочетаний Имени Всевышнего в соответствии с изменениями их огласовок в течение 1080 частей часа. Кроме того, каждый час они преобразуются в другие сочетания. День и ночь также различаются. И каждый день не подобен предыдущему и последующему. Об этом и сказано в молитве: “Обновляющий по доброте Своей каждый день, постоянно, сотворение начального бытия (בראשית, времени)”. (Ч.1, гл.2, в примечании)».


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.