Скромность играет решающую роль в формировании личности религиозного человека; сказано, что она превосходит по значению все остальные качества.

Человек заносчивый, высокомерный, как и человек гневающийся, подобен идолопоклоннику17. Гордец убежден, что всеми успехами в жизни обязан только самому себе. Он как бы отвергает роль Б-га в своей жизни и поклоняется другим божкам (в данном случае — себе). Отсутствие благодарности за дары Всевышнего — вызов Создателю. Нескромность вытекает из многих недостатков и, в конце концов, приводит к отрицанию Б-га; для духовного же развития необходимы скромность и смирение

Наши мудрецы утверждают: «Всевышний обитает лишь рядом со смиренным человеком»18. Скромность раскрывает ворота к познанию Торы и к мудрости19. Скромность играет решающую роль в формировании личности религиозного человека; сказано, что она превосходит по значению все остальные качества20.

Как развить у ребенка эту важную черту? Внушая ему с раннего возраста, что скромность — неотъемлемая черта человека, живущего по Торе, одновременно мы должны прививать детям такие качества, как способность судить других людей с максимальной доброжелательностью (у евреев это называется — к лучшему, с лучшей стороны) и умение подавлять в себе гнев. Когда ребенок старше трех лет закатывает скандал или взрывается от гнева, родители могут сказать ему, например, что цадиким (праведники) так никогда не поступают. Нет нужды добавлять, что родители сами должны смиренно принимать житейские разочарования и неприятности. Вместо жалоб и сетований: «Ну почему это должно было случиться именно со мной!», можно вслух (ради детей) произнести: «Ох-хо-хо! Наверное, Ашем хочет мне этим что-то сказать». Или, например, указывая ребенку на недостаточно почтительное отношение к родителям, важно подчеркивать в этом нарушение мицвы, а не сам факт непослушания и дерзости.

Способность судить о других «с лучшей стороны» — еще одна черта, неразрывно связанная со скромностью. Тот, кто осуждает людей, делает это из ложного чувства превосходства: «Как можно разговаривать во время молитвы?» Когда ребенок слышит такие замечания, он приходит к выводу, что его родители — лучше других. Взрослый как бы говорит: «У этих людей есть недостатки, а у меня нет!» Но если у него нет именно этого недостатка, то наверняка есть другие. В идеальном случае дети должны слышать, как родители говорят о других только хорошее. А когда родители слышат, что ребенок нелестно о ком-то отзывается, ему следует напомнить, что, осуждая других, он вызовет критическое отношение и к себе самому. И еще важно напомнить ребенку, что как человек судит о других, так на Небесах судят о нем: если видишь хорошее в людях, то и сам получаешь «оправдательный приговор», если критикуешь других, подчеркиваешь их дурные стороны — будешь осужден сурово и пристрастно21 ;

Другая важная грань скромности — способность отвечать благодарностью всем, кто что-нибудь делает для нас, особенно нашему Создателю, от Кого мы зависим во всем и получаем все необходимое в каждую минуту нашего существования. Ребенок должен научиться говорить «спасибо» с самого раннего возраста. Для этого родителям следует быть очень внимательными и не забывать благодарить ребенка за все, что он делает. Ребенок должен привыкнуть благодарить Ашема всегда, когда он добивается успеха в какой-нибудь области. Мы помогаем ребенку связывать свои достижения с участием и помощью Всевышнего, постоянно направляя на это его внимание:

1. Ребенок: Посмотри, что я нарисовал, мама. Мать: Очень красиво! Ашем дал тебе такой талант!

2. Ребенок: Мама, у нас получился такой чудесный спектакль! Все эти бесконечные репетиции не пропали даром.

Мать: Барух Ашем! Я очень рада, что Ашем послал вам успех за ваши старания!

Когда по каким-то причинам ребенку не удается добиться успеха, его можно успокоить таким же образом: «Если ты как следует постарался, но у тебя ничего не получилось, значит, так хотел Всевышний» («Если ты не сделал все, что от тебя зависит, нельзя обвинять Ашема в неудаче»).

Скромность и смирение — это осознание своей малости и незначительности. Родителям со скромной манерой поведения легче привить это качество своим детям. Оно проявляется в позе, манерах, одежде, вкусах и во всем стиле жизни. Даже если люди богаты, нет необходимости надевать свои лучшие драгоценности, отправляясь в магазин, или дорогую одежду — на школьное собрание. Детям следует внушить, что некрасиво расхаживать по улице с таким видом, словно она принадлежит им одним, или громко разговаривать и беспокоить этим других людей. Еврейский ребенок должен быть скромным. Есть три черты, по которым признают сына еврейского народа: сострадание, скромность и добрые дела22. Любое проявление высокомерия и самонадеянности должно немедленно вызывать неодобрение родителей.

Пример 1 Неправильно:

Соседка: А вот печенье для Фейги.

Мать: Фейги, скажи «спасибо».

Ребенок: М-м…

Мать: Будем считать, что это означает «спасибо».

Правильно:

Соседка: А вот печенье для Фейги.

Мать: Скажи «спасибо», Фейги.

Ребенок: М-м…

Мать: Скажи громко и ясно, чтобы миссис Голд тебя услышала.

Ребенок: М-м…

Мать: Фейги, если ты не скажешь как следует «спасибо “, мне придется вернуть печенье обратно.

Соседка: Ничего, ничего, скажет в следующий раз.

Мать: Большое спасибо, миссис Голд, но для Фейги очень важно научиться говорить “спасибо”, когда ей что-нибудь дают.

Комментарий

Родителям часто приходится “воспитывать” детей на людях. Это неприятная процедура, и родители порой сомневаются, стоит ли в присутствии посторонних делать детям замечания и устраивать неприятные сцены. Но, так или иначе, ребенок должен правильно себя вести, и родителям следует набраться храбрости и учить детей даже на глазах у других. Эта задача требует определенной твердости, поскольку “публика” — друзья, родственники, соседи — склонна, сочувствовать “страданиям” наказываемого ребенка и нередко начинает уговаривать родителей быть помягче. Но снисходительность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям. Взрослые снова и снова будут испытывать неловкость и смущение из-за невоспитанности детей. Безусловно, необходимо помнить о чувствах ребенка и, если можно, сделать ему внушение, отведя в сторону, сдержанно и деликатно. Необходимо приложить все усилия, чтобы не смущать и не позорить ребенка. Но если небольшая неловкость все же возникнет, это, возможно, окажется полезным ребенку, умерит его заносчивость, и, во всяком случае, избавит родителей от необходимости краснеть за него в дальнейшем.

Пример 2 Неправильно:

Мать: Вот туфли, Ривка.

Дочь: Но я же хотела не эти! Я же сказала тебе — черные!

Мать: Ой, ты права, я совсем забыла.

Правильно:

Мать: Вот туфли, Ривка.

Дочь: Но я же хотела не эти! Я же тебе сказала — черные!

Мать: Ривка, попроси, пожалуйста, снова. Я бы хотела услышать “спасибо” и почувствовать в твоих словах уважение к себе. Потом выскажешь свои претензии. Ты должна вести себя как бат Исраэль (еврейская девушка).

Дочь: Извини. Спасибо за то, что ты принесла мне туфли. Но это не те, мне нужны черные.

Мать: Так намного лучше. Прости. Я совсем забыла, что ты просила черные туфли.

Комментарий

Фамильярность между родителями и детьми иногда приводит к пренебрежительности в общении. Еврейскому ребенку следует постоянно напоминать о необходимости относиться к родителям с уважением — и как о заповеди Торы, и как о проявлении скромности. Ребенок должен чувствовать дистанцию между собой и родителями — это будет служить для него образцом взаимоотношений со Всевышним. Общаться с родителями на “равных” — чрезмерная самонадеянность со стороны ребенка. Он должен знать свое место в семье. Это поможет выработать в нем смирение и покорность перед Всевышним.

Но дети не могут сами установить почтительное расстояние между собой и родителями. Их следует этому учить. Так, в еврейском доме ребенок не может сидеть на месте, где обычно сидят отец и мать, не смеет противоречить им (можно скромно высказать возражение в форме вопроса: «Разве алаха не требует того-то и того-то?”), не должен называть родителей по имени, будить, ставить в неловкое положение. Ребенок должен вставать, когда они входят в дом, обращаться к ним спокойным и приятным голосом, регулярно писать письма, если родители живут в другом городе, и почитать их после их смерти23. Если родители замечают, что к ним не проявляют должного уважения, им следует пересмотреть стиль своих отношений с детьми, предъявить детям необходимые требования и добиваться их выполнения.

17 Сота 4,б .

18 Недарим 31 а.

19 Авот 6:5; Мишлей 11:2.

20 Авода зара 206.

21 Мегила 126.

22 Евамот 79а.

23 Йоре дэа 240.