Из цикла «Даат тфила», темы: Скромность, Еврейская молитва, Исправление качеств, Смирение, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Нечто большее, чем аллегория» — солнце и луна: «великий даватель» и «великий получатель». Солнце по самой своей природе дает свой свет и тепло беспрерывно, но луна получит его воздействие, только если повернет к нему свою темную сторону, специально поставит себя так, чтобы получить ее свет.
«Всевышний сделал человека истинно великим по своей сути, но не установил в нем благо так, чтобы оно постоянно присутствовало в нем. Вместо этого Он сделал человека подобным луне, которая темна и нуждается в получении света от Солнца, и тогда она светит. Так и человек: его сила — не от него самого, но он приобретает ее со стороны приобщения к Всевышнему, когда Он осветит его сиянием Своего Лица, и тогда человек станет совершенным» (Рамхаль, Даат твунот 158). Народ Израиля в будущем «обновится, подобно луне», он получает изобилие своей жизненной силы, существования и удовлетворения потребностей, когда предстает как нуждающийся перед Творцом мира.
Всевышний, абсолютное Благо, желает воздать благо всем и во всякое время. Но Он сделал свою благодать зависимой от действий людей, от их просьб о восполнении недостатка. Молитва — это канал, связывающий людей со всеми их сиюминутными потребностями и нуждами этого мира, с источником благословения.
В этом и заключается глубина тонкого понимания, открывшегося нам относительно сущности молитвенного служения. Предстояние перед Царем — это стояние следствия (сотворенного) перед своей причиной (Творцом). Человек воспринимает свое бытие как «нет у него ничего от себя». В каждой детали своей жизни, материальной и духовной, он зависит от Творца. От Него человек получает жизненную силу, благодать и благословение. Само существование зависит от Него. Самоощущение молящегося, в каком бы то ни было аспекте как полного, как совершенного и не обладающего недостатком, делает недействительной саму суть молитвы.
Вот как объясняет раби Моше Кордоверо действие «стояния перед Царем»: «Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут? Прежде всего, он не должен гордиться тем, что у него есть, а следует всегда считать себя бедным и стоять перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий. А чтобы приучить себя к этому качеству, даже если он богат, нужно представлять себе, что ничто из его имущества на самом деле ему не принадлежит, и он покинут всеми и постоянно нуждается в милосердии Творца, что у него нет ничего, кроме хлеба, который он ест. И нужно смирять свое сердце, особенно во время молитв, поскольку это весьма способствует тому, чтобы молитва была принята» (Томер Двора 9). Это и есть «молитва бедняка», качество молитвы царя Давида — «А я — молитва».
Глубинная суть «самоаннулирования в молитве» заключается в упразднении отдельного существования человека и постановка его, во всех аспектах, в абсолютную зависимость от Творца — в чистосердечной вере.
Это служение — низложение гордыни, полное уничтожение самоуверенного тщеславия. Отделение от приобретений этого мира, отгораживание от упования на материальность. Внутреннее признание того факта, что все, что есть у человека, — не его и не от него. Скромность и смирение необходимы для того, чтобы вслух детально перечислить все свои нужды и недостатки. Но с этими чувствами смешивается возвышенное ощущение уверенности в силе молитвы. Глубокая вера в способность Творца сделать чудо и изменить ограничения природы. Сильнейшая надежда и упование на близкое спасение от Всеблагого, желающего воздавать благо всегда. И выше всего — ощущение близости, осознание того, что ты стоишь перед Б-гом, которое заставляет душу изливаться, как вода, против Лица Г-спода.
Мы продолжаем попытки расширить и углубить свое понимание данного вопроса.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»