Из цикла «В гармонии с природой», темы: Любовь, В гармонии с природой, Еврейский закон, Муж и Жена, Интимные отношения, Нида, Рав Уриэль Зильбигер
Ожидание, чаяние, предвкушение — одно из самых характерных состояний человеческой психики. Человек так устроен, что не может почувствовать всю ценность вещи, пока не испытает в ней недостатка. Отсутствие, трудность достижения, необходимость ждать усиливают желание и обостряют радость обретения.
Труднодостижимое для человека особенно заманчиво. Именно по этой причине человек придает меньше значения тому, что у него постоянно «под рукой». То, к чему мы привыкли, доставляет нам гораздо меньше удовольствия, чем что-то новое. Так что ожидание и чаяние — весьма важная составная в создании эмоциональной связи между человеком и объектом, к которому он стремится12.
При том, что все мы хотим глубоких и прочных семейных отношений «на всю жизнь», мы, как известно, весьма часто попадаем в сети привычки и рутины, которая обедняет и разрушает отношения. Спросите у женатого человека, ощущает ли он разницу между своим чувством к жене после двухнедельной разлуки, скажем, после командировки, и своим обычным к ней отношением, и ответ можете предвидеть заранее. Стало ли чувство после разлуки острее и интенсивнее? Ответ очевиден.
В предыдущих главах мы провели параллель между четырьмя временами года, этапами месячного цикла у женщины и еврейскими законами семейной чистоты. А теперь, обратясь к присущему человеку чувству ожидания, поищем путь углубления отношений и укрепления внутренней связи между супругами в соответствии с еврейскими законами, которые ведут супругов к единству, помогающему им «возделывать и охранять» мир, где они обитают.
1. Весна. Ожидание
В «семь чистых дней» не реализуемое влечение друг к другу и ожидание встречи после окунания усиливает связь между супругами.
2. Лето. Обретение
Супругам вновь разрешены интимные отношения, они ощущают обновленную нежность и любовь друг к другу, радуются друг другу и соединяются друг с другом во всей полноте чувств, как жених и невеста в день свадьбы.
3. Осень. Обладание чаемым
Правильная интимная жизнь продолжается, близость попрежнему радует супругов, им хочется наслаждаться этой радостью как можно полнее, во-первых, потому, что они так долго ее ждали, а, во-вторых, потому, что ей отведен определенный срок, время ее ограничено — до следующего периода ниды.
4. Зима. Перерыв в интимных отношениях
Перерыв в физической близости, временная остановка в отношениях не позволяет воцариться в них рутине и однообразию. Все усиливающееся чувство ожидания готовит супругов к следующему этапу отношений. А имеющиеся сейчас в их распоряжении возможности словесного и эмоционального контакта укрепляют и развивают между ними взаимопонимание и взаимоуважение, чувства высокие и более устойчивые и универсальные, чем радость физической близости.
Со дня свадьбы и на всю жизнь
Начало семейной жизни всегда окрашено особым волнением и радостью. Жених и невеста мечтают о полноценном партнерстве, глубоком единении, эмоциональной близости, которая будет продолжаться всю жизнь. Но мир так устроен, что эти возвышенные чувства и стремления со временем слабеют, а то и вовсе исчезают. Жизнь утрачивает новизну, и чувствам нечем питаться. Муж и жена начинают ощущать, что пылкая любовь, которую они еще вчера испытывали друг к другу и на которую надеялись в будущем, не есть что-то простое и самоочевидное. Почему? Куда уходит любовь?
Сказанное справедливо и по отношению к физической близости, а это ведь не только телесное наслаждение, это сущностная часть семейной жизни, укрепляющая связь между супругами. И она со временем тускнеет, не дает прежнего удовлетворения и даже начинает приносить разочарование.
Неужели так и сдаться, уступить всесильной рутине? Нет. Если мы хотим быть счастливы, мы должны выпутаться из ее сетей. Мы должны укреплять и строить любовь и ощущение причастности друг к другу постоянно, даже спустя многие годы совместной жизни. Об эпизоде из Торы, когда в виде трех путников к нашему праотцу Аврааму, несколько дней назад сделавшему обрезание, являются ангелы, мудрецы говорят: ангелы при Аврааме похвалили Сару, его жену, «чтобы сделать ее еще милее в глазах мужа»13, т.е. усилить его любовь к ней. А ведь речь идет о людях, можно сказать, даже не пожилых, а старых. Это учит нас, что чувства между супругами должны постоянно развиваться и обновляться, сколько бы они ни прожили вместе и каких бы преклонных лет ни достигли14.
Как же избежать рутины и однообразия в семейной жизни?
Связь между мужем и женой питается «ожиданием». Перед свадьбой и сразу после нее супруги исполнены ожиданий и надежд по поводу новой строящейся жизни. Но с течением времени, когда жизнь обретает устойчивые формы и счастье жить рядом становится привычным, радость и волнение от ощущения «вместе» постепенно гаснут.
На первый взгляд это кажется неизбежным. Но, как мы видели выше, законы Торы в области интимной жизни позволяют избежать серости и привыкания. Указания Торы относительно интимной стороны брака мудрецы объясняют так: будьте запрещены друг другу в период ниды, чтобы после окунания к вам вернулось то взаимное влечение, которое вы испытывали, вступая под свадебный балдахин15. Итак, мы располагаем замечательным инструментом, который каждый месяц возвращает нам те высокие и радостные чувства, те сильные ощущения, которые мы переживали в день свадьбы!
Уже в самом начале первой книги Пятикнижия — «Берешит» Тора дает нам понять, какое важное место в мироощущении человека занимает ожидание. Творя животных. Всевышний сразу создал их парами, самца и самку каждого вида. Человек же, в отличие от них, был сотворен без пары. Сказано в Торе: «И сформировал Г-сподь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет это; и как назовет человек всякое существо живое, таково имя ему. И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел помощника соразмерно ему»16. Только тогда, когда человек понял, ощутил, как ему не хватает партнера, «навел Г-сподь Б-г оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею. И отстроил Г-сподь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы сему быть) женой, и привел ее к человеку»17.
Почему человек был отличен от всех других созданий? Почему он сразу не был сотворен в «комплекте», в полноте? Одно из объяснений таково: Всевышний знал, что, лишь ощутив отсутствие спутницы, испытав потребность в целостности, которую может дать лишь союз с женой, почувствовав влечение к ней, человек сможет по достоинству оценить этот дар .
Представим себе на мгновение, что мир устроен так, что человеческий детеныш — ребенок — достигает зрелости и самостоятельности не через двадцать лет, а уже через месяц после рождения, так что вырастить и воспитать его почти не стоит труда. А теперь подумаем: какая связь между ребенком и родителями сложится при таком положении дел? Да никакая. Для того, чтобы между ребенком и родителями установились отношения, которые всем нам знакомы и дороги, необходимы долгие годы, наполненные нелегким трудом его воспитания, обучения, заботы о нем. И никакой замены и альтернативы этому многолетнему труду и ожиданию нет. Глубинную связь между ребенком и родителями порождает только труд в сочетании с ожиданием результата, который каждый раз оказывается чем-то новым.
Подобно этому прочная связь между супругами может быть построена только при наличии момента ожидания и обновления на протяжении всех лет супружеской жизни. Надо сказать, что многие пары, спустя несколько лет после женитьбы начавшие соблюдать законы чистоты семейной жизни, с воодушевлением рассказывают о радостных изменениях и о новой жизненной силе, которую они ощутили в своих отношениях.
12 Об этом феномене написано немало, ибо он проявляется во всех областях нашей жизни, от человеческих отношений до профессиональной сферы и сферы бизнеса.
13 Талмуд, трактат «Бава мециа», 87а.
14 Эту мысль высказал в одной из своих лекций рав Шломо Вольбе. Рав Ш. Вольбе родился в Берлине. Долгое время был духовным руководителем ешивы «Беэр Яаков», а затем — ряда религиозных учебных заведений в Иерусалиме. Умер в Иерусалиме в 2005 году.
15 Талмуд, трактат «Нида», 316. В нашей книге это объяснение упоминается также в главах 4 и 14.
16 Берешит, 2:19-20.
17 Берешит, 2:21-23.
18 См. Раши на Берешит, 2:20. Раши (рав Шломо Ицхаки) — один из крупнейших комментаторов Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.