Темы: Рав Реувен Куклин, Грех, Интимные отношения, Секс, Ган Эден, Рай, Адам, Хава
Были ли у Адама с Хавой супружеские отношения в Ган Эдене? Я имею в виду, интимная близость, сексуальные отношения. Брейшит 1:28. Или это произошло уже после изгнания? Брейшит 4:1. Вадим, Киев
Уважаемый Вадим!
Обычно у человека возникает сомнение, когда имеются две логические возможности ответа. Поэтому, для того чтобы ответить на чей-либо вопрос, разрешить чьё-либо сомнение, необходимо знать обе эти логические возможности.
Вы, к сожалению, не сказали ясно о таких возможностях, которые привели Вас к сомнению. Однако Вы на них намекнули, приведя два стиха из Торы — пасук в Берешит 1:28 и пасук в Берешит 4:1. Попробую разгадать Ваши намёки.
С одной стороны, из слов Торы видно, что у Адама были близкие отношения с Хавой ещё в Ган Эдэне, поскольку при сотворении Адама и Хавы Г-сподь сказал (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь», а выполнить эту заповедь можно только через интимную близость. Из того, что Адам и Хава получили эту заповедь до того, как согрешили, следует, на первый взгляд, что у них были близкие отношения уже в Ган Эдэне.
С другой стороны, мы видим, что только после того, как Адам и Хава были изгнаны из Ган Эдэна, сказано (Берешит 4:1): «И Адам познал Хаву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…». Из этого, похоже, следует, что близкие отношения между Адамом и Хавой начались только после того, как они были изгнаны из Ган Эдэна.
Более того, я думаю, Вы предположили, что в Ган Эдэне у Адама не было близости с Хавой из-за того, что до того как они согрешили, они были чисты и не знали греха.
Однако из того стиха, из которого, по Вашему мнению, следует, что в Ган Эдэне у Адама не было интимной близости с Хавой, можно сделать противоположный вывод. Пасук не говорит Ва-йеда Адам эт Хава, что значило бы «и познал Адам Хаву», пасук говорит Вэ-Адам йада эт Хава, что значит «и Адам знал Хаву», т.е. Адам знал (имел интимную близость) Хаву ещё до греха и до изгнания из Ган Эдэна. Так говорит Раши в своём комментарии на Хумаш: «И Адам знал — до того как согрешил и был изгнан из Ган Эдэна».
Здесь следует подчеркнуть: мысль о том, что изначально интимная близость связана с грехом, — глубокая ошибка.
Чтобы правильно понять отношение иудаизма к интимной близости между мужем и женой, обратимся к словам величайших еврейских мыслителей — Рамбана и Маараля.
Пишет Рамбан (Игерет аКодеш, часть 2):
«Знай, что это сочетание — дело святое и чистое, если оно происходит как должно, и в надлежащее время, и с правильным намерением. И да не думает человек, что в надлежащем соединении есть позор и безобразие, не дай Б-г. Надлежащее соединение называется “познанием”, и не случайно оно называется так, как сказано (Шмуэль 1, 19): “И познал Элькана Хану, жену свою…” И знай, если ли бы не было в этом великой святости, не назвали бы соединение “познанием”.
И Всевышний, благословен Он, создал всё, как постановила мудрость Его, и не создал ничего, что было бы позором или безобразием; потому что если сказать, что соединение — вещь позорная, тогда и органы, предназначенные для совокупления, позорны. Но ведь Всевышний создал их по слову Своему».
Маараль в книге Беэр аГола (часть 4), объясняя слова мудрецов в трактате Бава Мециа (84 а), пишет следующее:
«Потому что многие из мудрецов, исследующих реальность, говорят, что это стыд человека, и позор его, и срам — соединение мужа с женой, настолько, что сказали в полном согласии: чувство осязания — позор для нас. И это опровергают мудрецы [в том месте в Талмуде, которое Маараль поясняет], потому что разум не допускает мысли, чтобы основа всего, то, на чём держится мир, — рождение и размножение — было построено на стыде и позоре. Более того, это не было бы к славе Всевышнего, благословен Он, если бы мир был основан на стыде и позоре; а когда фундамент шаткий, всё, что построено на нём, падает. Поэтому следует отвергнуть это мнение, так как нет в соединении мужа со своей женой ничего унизительного».
Положение, о котором говорилось выше, существовало до греха Адама, когда единственная цель интимной близости была соединиться в единое целое. Но после греха, когда вошли материальные желания в сердце человека, к близости всегда примешено желание собственного материального удовольствия. И поэтому после греха к близости всегда примешена доля срама.
Так Маараль объясняет, почему до греха Адам и Хава не стеснялись своей наготы, а после греха стали стесняться:
«Потому что нет в этом деле самом по себе ничего унизительного, а лишь в том, что человек намеревается удовлетворить своё вожделение и дурное стремление, и с этой стороны приходит позор. Поэтому до того, как человек согрешил и поддался своему вожделению и дурному стремлению, не было в этом никакого позора. Только когда вошло в него дурное стремление и обрело форму материального вожделения… Как сказано в Торе (Бэрейшит 3, 11): “…кто сказал тебе, что ты наг?”. Это означает: кто сказал тебе, что не следует быть нагим и есть в этом срам и позор? И так объясняет Раши, благословенна его память. И после того, как поддался человек своему вожделению, тогда стало им необходимо прикрывать наготу».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Рай и Ад
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский