Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны».

Нет нужды много говорить о том, что нельзя позволять гневу вмешиваться в семейную жизнь даже на самую малость. Это общеизвестно. Каждый знает по собственному опыту, как гадок и как разрушителен гнев. И в отношениях между людьми в целом, и в семейных отношениях — в частности. Семейная жизнь терпит огромный ущерб, если супруги позволяют себе проявлять гнев и несдержанность. Наши мудрецы много говорили о вреде гнева.

«Сказал раби Шмуэль бар Нахмани от имени раби Иоханана: “Всякий, кто гневается, — все виды ада властвуют над ним”51

Относительно совместной жизни Рамбам приводит наставление мудрецов: «И не будет нагнетать в доме атмосферу страха, и его разговоры с домочадцами будут спокойны, и не будет мрачен или раздражен»52.

Эти наставления обращены не только к мужу, они касаются обоих супругов. Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны»53.

Единое целое

Хороша и радостна семейная жизнь, когда супруги чувствуют между собой такое единение, что как бы становятся единым телом, по выражению наших мудрецов: «Жена и муж — единое тело».

Этому наставлению надо следовать буквально. Примером может служить семейная жизнь рава Арье Левина54, благословенна память праведника. Сопровождая к врачу заболевшую жену, рав так объяснил ему причину визита: «У нас болит нога жены».

Однажды кто-то из учеников рава спросил у него совета перед свадьбой: как вести себя с женой? Рав Арье удивился самой постановке вопроса: «О чем ты говоришь? Ты и она — одно целое. Вот и веди себя с ней так, как ты ведешь себя по отношению к самому себе»55.


51 Трактат «Недарим», 22а.

52 Рамбам. Мишне Тора, Законы семейных отношений, 15:19. Р. — раби Моше бар Маймон (Маймонид) — родился в Кордове, Испания. Р. — один из крупнейших еврейских авторитетов Торы. Был личным врачом египетского царя и его семьи. Умер в Египте в 1204 году. Похоронен в Тверии, Эрец-Исраэль.

53 Коэлет, 9:17.

54 Родился в Польше в 1885 году. На протяжении многих лет был духовным руководителем ешивы «Эц хаим» в Иерусалиме. Умер в 1969 году.

55 Симха Раз. «Праведник нашего времени», гл. 11.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»