Из цикла «Стремись к истине», темы: Мировоззрение, Мусар, Поиск истины, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Как говорилось в статье «Корень мусара», перед нами долгая дорога — пока доберемся до «развилки», пока станем достойными судить о себе, пока наши умозаключения станут истинными.
Но что делать до тех пор? Кто укажет нам дорогу? А что делает слепой, когда должен следовать незнакомой дорогой? Он берёт поводыря или, в крайнем случае, на каждом перекрестке расспрашивает знающих людей.
Так точно и Святой, благословен Он, в Своей великой милости предлагает нам наставников и поводырей — мудрецов Торы. И каждый, кто вдумается в их слова, увидит, сколь ясным было их вѝдение благодаря силам их души, и, если пойдёт человек их путями, благо ему.
Дорогой совет дал нам раби Моше Хаим Луцатто в примере, известном под названием «сада-лабиринта».
Бредущий неизвестной тропой не может знать наверняка, выбрал ли он верную дорогу или ложную тропинку, ибо все они на глаз одинаковы и нет разницы между ними. Но тот, кто стоит на башне, откуда видны все тропы, в состоянии выбрать между путем истинным и ложным. И он сможет предупредить бредущих по лабиринту, сказав им: вот путь, ведущий к цели, идите по нему. Кто поверит ему, доберется до назначенного места, а кто не захочет выслушать и поверить, и пойдёт куда глаза глядят, ясное дело, собьётся с пути, заблудится и до цели не дойдет. Так же и в нашем случае: кто ещё не властвует над своими побуждениями, желаниями и страстями, тот блуждает по незнакомым тропам и не в состоянии выбрать путь, ведущий к цели. А подчинивший свои побуждения, властвующий над ними, охватывает своим взором все пути. Такие люди и могут посоветовать тому, кто захочет их выслушать, и им-то и нужно верить.
Таков совет раби Луцатто — довериться мудрецам. Кто поверит им, сможет воспользоваться их ясным видением, увидит вещи и события как бы их глазами. Из их речей мы учим, каждый для себя, как исправить своё мировоззрение, какими путями идти по жизни. Но и это ещё не всё: в той мере, в какой мы станем их учениками и приложим усилия, чтобы осознать пути их мысли, в той же мере и наше знание приобретёт истинность и прямоту. Поэтому мудрецы нашего поколения, всё занятие которых — продолжать, подобно верным ученикам, следовать путями великих мудрецов прошлого, благословенна память о них, удостаиваются высшей степени истинности и прямоты мышления. В такой степени, что их мнение о самых глубоких проблемах и даже простые жизненные советы так же ясны и праведны, «как если бы спросил человек совета у Самого Б-га».
Откуда мудрецы прежних и нынешних поколений черпают великую силу, приводящую их к такой сердечной чистоте? Из Торы, которую они впитали своими сердцами и к которой прилепились всеми своими силами. Ибо святая Тора истинна, она с Небес. Это значит, что она обладает абсолютно неограниченными возможностями наставлять человека на истинный путь во всех отношениях. Её знания и понятия абсолютно свободны от материального тумана, который воздействует на наше вѝдение. Как велика милость Творца, Который спустил в нашу тьму эту сокровенную прелесть и этим дал нам возможность даже в нашем бедственном положении различать в ее свете верные и истинные пути. И в той мере, в какой мы прилагаем усилия, чтобы усвоить эту точку зрения, этот взгляд Торы на мир, отбрасывая вызванные нашими побуждениями взгляды и мнения перед её знанием, — в той же мере нам дано будет освободиться от своей ущербности и ясно видеть перед собою весь наш мир.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»