Из цикла «Эссе о благодеянии», темы: Муж и Жена, Эгоизм, Элиягу Деслер, Любовь к ближнему
Любовь между мужчиной и женщиной ‒ удивительный феномен, сильнейшая концентрация душевных сил и эмоций. Как понять природу этой любви, как объяснить, для чего она предназначена?
На первый взгляд, можно было подумать, что в этом чувстве нет никакого особенного содержания. Просто, Вс-вышний вложил в человека некое влечение, благодаря которому продолжается человеческий род. Точно так же как вложил Он в нас чувство голода, которое заставляет нас питать своё тело и поддерживать жизнь.
Совершенно очевидно, что это не может удовлетворительно объяснить отношения между мужчиной и женщиной. Ведь для того чтобы продолжать род, достаточно той страсти, которую представители противоположных полов испытывают по отношению друг к другу, и желания обзавестись детьми. Между тем, любовь между мужчиной и женщиной явно не исчерпывается этими двумя составляющими. В чём же секрет этой любви?
Некоторые утверждают, что причина любви — чувство благодарности, которое супруги испытывают по отношению друг к другу. Ведь только с помощью партнёра человек может удовлетворить свои естественные потребности, такие как создание семьи, рождение детей и т.д. Но и это явная ошибка! Разве мало абсолютно неблагодарных по своей природе людей, которые, тем не менее, горячо любят своего мужа или жену!
Поэтому, ответим на этот вопрос иначе: любовь между мужчиной и женщиной возникает потому, что они дополняют друг друга! Вс-вышний создал человека таким образом, что он не может быть вполне полноценным, не имея партнёра. И так сказали нам мудрецы (Мидраш Брейшис Рабба гл. 17 раздел 2, см. также Зоар Хадаш 1, п. Хукас 83б, трактат Йевомос 62б-63а): тот, у кого нет жены, неполноценен. Причина этого заключается в том, что одинокий человек не может полностью выполнить свою задачу в жизни. Поэтому, одаряя друг друга восполнением недостающего, они любят друг друга. И это соответствует тому, что мы утверждали то сих пор: дающий любит того, кому даёт. Поэтому, самое большое желание мужчины и женщины — это сделать что-нибудь хорошее для другого, порадовать его, доставить ему удовольствие. Ведь они любят друг друга!
Из того что было сказано раньше, также становится ясно, почему эта любовь так часто оказывается кратковременным и нежизнеспособным увлечением.
Очевидно, что человек по природе своей склонен к тому, чтобы брать, а не давать. Когда пара находилась под властью естественной страсти, которая необходима для продолжения рода, то партнёры были готовы всё отдать друг за друга. Но вот, очень быстро, страсть прошла, естественное влечение притупилось, и супруги вернулись к естественному для большинства людей предрасположению ‒ брать. Они даже не почувствовали, что с ними произошло кардинальное изменение. Совсем недавно они направляли все силы на то, чтобы сделать лучше другому. Теперь они заняты только тем, что требуют у партнёра выполнение обязанностей по отношению к себе.
Разве в этой ситуации возможна любовь?
Поэтому на свадьбах я всегда говорю молодой паре: дорогие мои, всегда стремитесь только к тому, чтобы радовать друг друга. Вспоминайте о том, как вам хотелось сделать друг другу приятное под Хупой! Знайте, что если начнёте требовать друг у друга, у вас не будет шансов на счастливую семейную жизнь.
Существуют даже люди, которые вообще не хотят создавать семью. Причина этого заключается в том, что их эгоизм полностью властвует над ними. Естественные потребности, которые толкают многих на поиск партнёра, даже временно не могут пересилить их нежелание и неспособность давать другим.
А также те, которые не хотят иметь слишком много детей — обычный феномен в наше время — это закоренелые эгоисты, которые не желают давать даже собственным детям.
А хорошие отношения между мужем и женой возникнут, когда каждый из них станет альтруистом — хотя бы по отношению к супругу. Тогда их ожидает долгая любовь и счастье, до самой смерти.
Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»