Темы: Мудрость, Свобода выбора, Природа, Мировоззрение, Чувства и разум, Вера, Рав Шломо Вольбе
Попытаемся увидеть мир так, как видит его верующий. Это поможет понять важный момент: с чем бы этот человек не сталкивался, от чего бы не получал удовольствие, он чувствует, что это подарок, который дает ему Творец.
Каждый цветок, каждая звезда, каждый плод, каждый пейзаж и все ощущения — все он получает из рук своего Творца. Каждый глоток воды в жаркий день, кусок хлеба, утоляющий голод, наполняют его чувством глубокой благодарности Тому, Кто приготовил для него все это.
Кто сможет постичь всю глубину силы стремления к Творцу, ведь она так велика! Откуда рождается это «стремление»? Может быть, из ощущения, что окружающий мир — загадка для человека? Направлено ли оно на то, чтобы разгадать эту загадку или ближе к чувству благодарности за красоту мира? Может быть, оно само и является благодарностью?
Хизкия, царь Иудеи, в письме, посвященном выздоровлению от смертельной болезни, написал: «В половине дней моих я сойду во врата преисподней, я лишен остатка лет моих… Не увижу я Г-спода, Г-спода на земле живых…» («Ишая», 38-10, 11).
«Видеть Г-спода» — может ли человек достичь этого? Разве это не выше человеческих возможностей? Рав Давид Кимхи, один из первых комментаторов Танаха, пишет на эту тему: «Объяснил рабейну Саадия, что “видеть Б-га” означает благодарить Его, прославлять Его и изучать Его пути». Именно испытывающего благодарность Творцу за весь этот великолепный Мир называют видящим Б-га в жизни! И разве есть уголок, в котором Его не видно?
В этом состоит еще одна особенность религиозного взгляда на мир, который позволяет всегда замечать что-то новое вокруг. В то же время ничто не устаревает, не теряет новизны в силу привычности. Ведь верующий человек осознает, что Творец «в доброте Своей каждый день, постоянно обновляет Творение», и мы снова и снова предстаем перед новой Вселенной. Каждый взгляд на мир подобен переживанию сотворения заново! Когда человек стоит, например, рядом с плодовым деревом или под звездным небом, то их красота и гармония еще сильнее связывают его с Творцом, который проявляется через Творение. «Небеса повествуют о величии Г-спода, о деянии рук Его рассказывает небесный свод. День за днем ведут речь, и ночь за ночью раскрывают знание» («Теилим», 19: 2-3).
Вера помогает нам наслаждаться каждым мгновением и радоваться воздуху, который вдыхаем, стакану воды, красивым видам, аромату цветка, великолепию молнии и детскому смеху. Мудрецы Талмуда говорят, что согласно здравой логике «запрещено наслаждаться этим миром без благословения», и «каждый, кто наслаждается миром без благословения, как будто бы злоупотребляет святыней». Они постановили говорить благословение на каждое наслаждение. Держащий в руке стакан воды, чтобы утолить свою жажду, произносит: «Благословен Ты Вс-вышний, наш Б-г, Царь Мира, по слову Которого существует все». Пробующий плод дерева говорит, упоминая Имя и Царство: «Благословен… творящий плод дерева», и благодарность Творцу сочетается у него с наслаждением от вкусного свежего фрукта. А после он благословляет: «Благословен Ты Вс-вышний, наш Б-г, Царь Мира, создающий многие живые существа и то, в чем они нуждаются, за все, что создал Ты, чтобы поддерживать в них жизнь — благословен Оживляющий Миры!»
Таков Мир верующего, которого каждое испытанное им удовольствие приближает к познанию Творца через чувство благодарности к Нему.
И не только от удовольствий испытывает верующий благодарность к Б-гу. Несчастье так же он принимает из рук Творца со знанием и глубокой верой, что «все, что делает Милосердный — добро», а во всем, что Вс-вышний посылает ему, есть смысл, намерение, значение, справедливость и истина. Поэтому, услышав плохую весть, он благословляет: «Благословен справедливый Судья», и принимает случившееся со знанием и верой в то, что рука Творца направляет все частности его жизни к добру. Как отличается этот подход к жизни от взгляда того, кто считает, что все ему положено. Жизнь и здоровье, заработок и социальный статус полагаются ему. Удовольствия, забавы, защита от всякой боли тоже. И когда случается несчастье — его сердце негодует и наполняется горечью из-за непонимания, почему «это полагается ему»! Как далеки эти жизненные пути друг от друга! Строящий свою жизнь на «благодарности» знает, что любое благо, которое дает ему Творец, обязывает его самого делать добро другим, стараться стать более достойным получать то, что Б-г дарует ему. Он никогда не будет требовать и задавать вопросы по поводу того, что случается с ним.
А отрицающий это, которому, якобы, «все положено» не спрашивает: «Чем отплачу Вс-вышнему за все, что Он делает для меня?» («Теилим», 147). Но вместе с тем, источник радости жизни перед ним закрыт — той радости, что испытывает стоящий перед Б-гом. Ничто не побуждает его стать чище, и все удовольствия и наслаждения, напротив, притупляют его сердце, потому что не добавляют знания и близости к Творцу.
Царь Давид написал «песнь благодарности» Творцу: «Служите Вс-вышнему в радости, придите к Нему с песней! Знайте, что Вс-вышний — Б-г, Он создал нас, и Ему мы принадлежим… Придите к Его вратам с благодарностью, в Его дворы — с гимнами! Благодарите Его, благословляйте его Имя! Ведь добр Вс-вышний, вечно Его милосердие, и на все поколения — Его верность!» («Теилим», 100).
Испытывающий чувство благодарности к своему Создателю за свою жизнь и за добро, которое Он сделал ему, тем самым принимает на себя обязанность служить Ему. Разумеется, Б-г не нуждается в этом служении. Но когда говорят о служении Вс-вышнему», имеют в виду желание человека приблизиться к Творцу через служение. Об этом сказано в «Теилим» (50:12): «Если бы Я проголодался, то не просил бы у тебя, ведь Мои — Вселенная и ее обитатели».
Однако чувство благодарности, которое приводит к служению Творцу, представляет собой особый подход к жизни, обязывающий человека постоянно совершенствовать свои дела. Требовать не от жизни, а от себя, жить не во имя удовольствий, а ради достижения совершенства в характере и поступках. Не чувствующий, что есть Кто-то, Кому следует быть благодарным за жизнь, свободен от всего этого.
Истина в вере
Каждый верующий видит в своей вере глубокую истину. И чем более широк его взгляд на жизнь и на мир, тем более отчетливо он ее видит. Всматривается ли он в красоту дерева или в невероятную мудрость, открывающуюся в строении живого существа, или в грандиозные просторы космоса с его миллиардами звезд — великолепие могущества Творца он замечает во всем. Истинность веры совершенно не нуждается в научных доказательствах, хотя и требует обоснований. У нее свои источники, из которых черпаются доказательства. Мы еще поговорим о том, что касается веры в Тору, с Б-жьей помощью. А здесь нам хватит слов Рамбана: «…Потому что не будем лгать нашим сыновьям и не передадим им в наследие пустые и бесполезные вещи». Великий мудрец написал это в своем комментарии на слова главы «Ваэтханан»: «Только берегись очень и береги свою душу, чтобы не забыть то, что видели твои глаза, и чтобы не сошли с твоего сердца все дни твоей жизни, и передай их твоим сыновьям и сыновьям твоих сыновей. День, когда ты стоял перед Вс-вышним, твоим Б-гом в Хореве, когда Всевышний сказал: “Собери Мне весь народ, и Я скажу им Мое слово, чтобы они научились трепетать передо Мной все дни, которые они живут на земле, и своих детей научат” (“Дварим” 4:9-10).
Я был поражен, увидев несколько лет назад книгу под названием “У нас есть право верить”, автор которой проверяет идею веры в Б-га с помощью науки, пытаясь понять,»разрешает» ли она нам быть верующими. Я не претендую на звание современного «теолога», но мне представляется, что только слабая и убогая вера вынуждена искать для себя какое-то пустое пространство, которое, по доброте своей, оставили для нее ученые. Если я знаю — и надеюсь, что сумел в какой-то мере убедить и вас — что вера — это суть существования человека и один из столпов, на которых держится наш мир, то зачем спрашивать разрешения верить у ученых!?
Современный верующий человек
Современному человеку нечего стыдиться своей веры пред лицом новейшей науки. Именно в последний период обнаружилось так много чудес в природе, что верующий может обогатить свою веру, по мере того как он углубляется в чудеса творения, которые открыли современные исследования в различных областях.
Вот открыли строение атома и законы его движения. Однако вместе с этим открылось нам, что никогда мы не сможем узнать его настоящую сущность. «Модели», которые придумали великие исследователи, это ни что иное, как способы объяснить многие явления в области атомной физики, но путь к познанию сущности атома закрыт перед человеком раз и навсегда. Атом дву-лик, он обладает противоречивыми свойствами: с одной стороны, состоит из частиц, с другой, ему приписывают свойства волны. Человеческий разум не в состоянии объединить эти два взгляда на атом: частицы это или волны?! Когда все же доказали, что оба описания верны — нам пришлось признать, что истинная сущность атома — как и света — абсолютно скрыта от нас.
Я, верующий человек, вижу в этом, что атом и свет — две основы Мироздания — духовны по сути и относятся к Высшему Миру, в котором все противоречия объединяются и становятся одним целым!
Или, например, носитель жизни — клетка. С изобретением электронного микроскопа открылся удивительный мир микрокосмоса. Какой точный порядок увидели мы в строении клетки, какие глубины мудрости Творения! Кто мог представить себе, что клетка размером в 1/1000 мм состоит из пяти миллиардов атомов! И что предстает пред нашим удивленным взором в ядре клетки человеческого тела? 46 тонких нитей, которые делятся по длине таким образом, что в новых клетках тоже есть 46 таких нитей, и их порядок точно такой же, как в материнской клетке. В этих тонких нитях заключены все свойства человека: его таланты, строение тела, рост, цвет волос — все до характерных линий на его пальцах. И не только это. Открылось также, что в каждой из сорока шести «хромосом» царит удивительный порядок: все качества хорошенько упорядочены в миллионах «генов». Каждый «ген» представляет определенную наследственность и находится на своем особом месте в определенной хромосоме. Кто сможет описать, кто сможет сосчитать все чудеса крошечных носителей жизни? Кто тот слепец, не видящий мудрости Творца во всем этом?! А если присмотреться к инстинктам живых существ?! Посмотрите на пчелиные и муравьиные государства, на разделение труда и сотрудничество, царящие в них. Смотрите, как удивительно: когда пчела находит новую цветочную поляну, она сообщает об этом другим с помощью особого танца. Скорость танца и движений описывают точное расстояние до трех километров (дальность полета пчелы). Направление она сообщает движениями относительно улья: сверху вниз — означает, что цветы в направлении по Солнцу (юг, запад и т.д.), снизу вверх — направление в противоположную к положению Солнца сторону. И еще интересно: пчелы точно определяют положение Солнца, даже когда небо затянуто облаками.
Кто разгадает секрет миграции птиц?! Зимой они живут на юге, а весной перелетают в северные страны, каждая в свое гнездо. Как находят они дорогу домой через континенты и моря? Опыты показали, что даже молодые птицы, которые никогда еще не проделывали этот путь, знают его и без наставления родителей.
В инстинктах живых существ проявляются качества, которые невозможно объяснить с помощью случайного развития и эволюции, но только лишь тем, что они сотворены Создателем мира, Который сделал их с непостижимо глубокой мудростью! Нам пришлось довольствоваться единичными примерами, в то время когда можно было привести тысячи подобных чудес из тех, что мы знаем о тысячах живых существ! Биологи обнаружили много случаев удивительного соответствия в строении пар живых существ. К примеру, летучая мышь питается ночными бабочками. Как же сможет бабочка спастись от своего врага? Ведь несмотря на то, что у нее есть «уши» — она глухая! Только один звук способны уловить эти уши. Это писк летучей мыши — именно тот единственный тон, который так важно ей распознать! Есть бабочки, чьи крылья украшены изображением глаза. Стоит им их расправить, как улетают маленькие птицы, желавшие их поймать. Изображение глаз напоминают им глаза больших, враждебных им птиц. Вот перед нами тройное соответствие: маленькая птица — большая птица — бабочка! Соответствие видов творений мы находим также и в мировом масштабе: травы и деревья нуждаются в углекислом газе, с его помощью они вырабатывают кислород. Кислород служит для дыхания животных, вырабатывающих углекислый газ, необходимый растениям. Во все времена содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере было уравновешено. Вместе с ростом населения Земного шара росла так же и мировая растительность.
То же самое соответствие мы наблюдаем и в громадных расстояниях между Землей и Солнцем: на 150 миллионов километров мы отдалены от Солнца. Если бы Земной шар был чуть ближе — солнечные лучи нагрели бы воду в морях и океанах до температуры кипения, пока та не испарилась бы, а все живое на суше не сгорело. Если бы Земля была чуть дальше от Солнца — все бы заледенело от холода, и никакое живое существо не смогло бы развиваться.
Кто еще может говорить о «случайностях» перед открытиями таких точных планов в космических просторах, с одной стороны, и клетке с атомом, с другой?
Психологи, погрузившись в глубины человеческого «бессознательного», открыли там сильное душевное стремление к Творцу! Если это стремление не получает удовлетворения, из-за того что человек игнорирует его, оно приводит к осложнениям и комплексам (неврозам), и все время, пока не нашел человек живой связи с Б-гом, он не выздоравливает.
Не хватит слов, чтобы описать всю силу и глубину вещей, и нам приходится довольствоваться лишь намеками. Итак, на что бы мы не посмотрели, увидим, насколько наша вера вписывается в современные научные открытия. И именно мы, как современные люди, способны обогатить нашу веру, всмотревшись в чудеса творения: от атома, через клетку, к инстинктам и строению живых существ, до чудесного равновесия и точного соответствия меж всеми частями Мироздания, и до открытия близости к Творцу в самой человеческой душе.
Нет у нас интереса в том чтобы просить разрешения на нашу веру у всех научных теорий и гипотез. Мы лишь хотели показать, что верующий вне всякого сомнения может быть современным человеком, не стыдясь, Б-же упаси, своей веры. И, может быть, наоборот, именно современный человек способен прийти к крепкой вере именно через все открытия современной науки!
основа веры в сердце, а не в математических доказательствах
Человек, который удостоился жить в связи с Творцом, во всем, на что бы не обратил он в этом мире свой взор, видит Его след. Всякий цветок и всякая травинка, сияние звезды и птичье пение, улыбка ребенка и великолепие молнии — во всем открывается доброта Вс-вышнего, Его мудрость и Величие Красоты Его Царства. Тысячи тысяч доказательств находит он в пользу присутствия в мире Б-га, все это вещи осмысленные, ясные и логичные, вне всякого сомнения. И все же, математического доказательства существование Творца нет. То есть нет доказательства подобного тому, с помощью которого можно абсолютно точно доказать, что 2+2=4. Все тысячи бесспорно логичных доказательств того, что Святой, Благословен Он, в мудрости Своей создал Мир, оставляют человеку выбор, верить ему или не верить.
Вера строится в глубине сердца
В момент, когда открывается для веры сердце человека, он видит перед собой ясный мир, свободный от всяких сомнений в существовании и присутствии Творца. И тогда чувства и разум объединяются в абсолютной уверенности и совершенной вере.
Без сердца же — нет веры!
Верующий видит глубокий смысл в этом факте. Ведь если бы вера основывалась на математических доказательствах, то она перестала бы быть верой. Тогда реальность Творца была бы фактом, который человек обязан был бы принять, как любую математическую истину — без сердца, без выбора. Но не в этом цель Творения. Человеку дано право построить мир дружественности, краеугольным камнем которого является вера, живущая в сердце, или замкнуться в отчужденности. Однако цель веры — видеть Творца.
Итак, из всего сказанного следует, что вера — это одна из черт здорового человека. Невозможно найти вещи более близкой к человеку, чем естественная и простая связь с Б-гом. И именно Шестидневная война обнажила что-то вроде кладезя веры в сердце каждого из народа Израиля, ведь именно евреи — обладатели веры по самой своей сути!
Из журнала «Мир Торы»
Перевод Моше Кацмана
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.