Из цикла «Еврейский дом», темы: Сочувствие, Муж и Жена, Взаимопонимание, Общение супругов, Еврейский дом, Симха Коэн
Потребность жены — солидарность мужа с ее проблемами вступает в противоречие с потребностью мужчины. Ей нужно, чтобы он согласился с ней, что ей тяжело, а ему нужно, чтобы его супруга излучала позитивный настрой. Это противоречие создает большое количество эмоциональных проблем между мужьями и женами.
Следующий пример отлично демонстрирует это противоречие. Муж, совершив удачную сделку, возвращается домой в прекрасном расположении духа. Он лучезарно улыбается и ждет не дождется поделиться с женой своим успехом. Сияя, муж заходит в дом и радостно приветствует жену. Она, конечно, очень рада его приходу, но принимает его со страданием на лице и говорит «Привет» траурным тоном. Радость мужа начинает испаряться, но, тем не менее, он мужественно спрашивает: «Как дела?» «Я очень устала». Услышав такое, муж немедленно реагирует: «Ну, тогда иди отдыхать».
Это спонтанное «иди, отдохни» большинства мужчин, когда жены говорят им о своей усталости, неправильно. Их реакция выражает элементарное незнание женской психики и непонимание ее эмоциональных потребностей. Разве жена не знает сама, что если уставший человек отдыхнет, его усталость проходит? Ей нужно дожидаться возвращения мужа, чтобы тот обучил ее этой простой истине?! Точно так же, когда жена говорит мужу: «Сегодня жарко», а тот отвечает: «Совсем не жарко» таким тоном, как будто этим высказыванием он охлаждает воздух, и ей становится легче дышать?! А когда жена жалуется на боль, муж способен ответить: «Не страшно, это пройдет. Моя мама тоже иногда испытывает такие боли, и твоя, наверно, тоже».
Его ошибка заключается в неправильной расшифровке того, что супруга хотела сказать своими словами «я устала», и в непонимании ее чувств. В то время как она нуждается в простом заверении мужа, что тот понимает ее усталость и принимает к сердцу ее проблемы, он, мысля целенаправленно, трактует ее слова не как желание поделиться с ним, а как обращение к нему за практическим решением проблемы. «Если она не хочет решить проблему, зачем же она говорит мне о своей усталости?!» Поэтому он немедленно извлекает из кармана практичное, легкое и простое (по его мнению) решение: «Иди, отдохни». Он игнорирует тот факт, что такая очевидная идея, несомненно, уже приходила ей в голову, но по какой-то причине была отвергнута.
Более того. Предложенное им решение «иди отдохни» не только не решило ее проблемы, но еще больше усугубило ее. Жена хотела почувствовать, что муж понимает ее и подтверждает не только тот факт, что она устала, но и то, что ей это тяжело, в то время как из его ответа она понимает, что с его точки зрения проблема не велика, и она намного меньше, чем она себе представляла, ведь есть очень простое решение — пойти отдохнуть. Кроме того, жена может подумать, что муж не только не подтверждает ее ощущения, — в его ответе и в его совете есть определенная доля критики, намек на то, что она «преувеличивает» или даже сама виновата в своей усталости, поскольку вместо того, чтобы послушаться его и пойти отдыхать, она предпочитает жаловаться и страдать.
В таком же духе, когда она говорит «сегодня жарко», а он отвечает «не так уж и жарко», она понимает, что он не чувствует его проблем, ведь из его реакции можно понять, как будто он говорит ей: «Чего ты капризничаешь, не так уж и жарко. Кроме того, если тебе так жарко, ты можешь легко решить проблему, включив кондиционер». Точно так же, когда он утешает ее по поводу болей, на которые она жалуется: «тебе больно, ничего страшного, у всех женщин так болит; а если ты так уж страдаешь, то сходи к врачу, я в любом случае не могу тебе помочь».
Как мы уже сказали, женщина рассказывает мужу о проблеме для того, чтобы он понял ее намерения и отреагировал словами, которые бы доказывали, что он понимает и подтверждает существование проблемы. И когда он отреагирует правильно, с сочувствием, жена поймет, что он привязан к ней. Здесь же он не только не выразил никакого понимания ее трудностей; хуже того, ему кажется, что с помощью своих простых советов он способен «освободить» супругу от ее «воображаемых» проблем. Само собой разумеется, что после подобной беседы мало того, что женщина не будет эмоционально удовлетворена; ее внутренняя потребность поделиться с мужем своими проблемами только возрастет.
Еще одна причина, которая заставляет мужа реагировать на слова жены в противоположность ее потребностям и преуменьшать те сложности, которые она описывает. Это мужская потребность чувствовать, что его супруге хорошо и что она довольна. Эта потребность заставляет его давать ей практические советы, которые должны облегчить ее материальные или психологические проблемы. Но как мы уже сказали, предложение «решений» вместо выражения понимания и согласия только усиливает ее тяжелое ощущение.
Стоит заметить, что одним из последствий отсутствия понимания и солидарности мужа с проблемами жены могут быть взрывы гнева с ее стороны. Когда женщина чувствует, что муж не согласен с ее трудностями, она повышает голос больше обычного, вследствие подсознательного предположения, что если она будет кричать, он поймет что ей действительно тяжело. Проблема усложняется еще больше, поскольку муж совершенно не представляет себе, что именно в этом причина того, что она повысила голос, и он приходит к выводу, что «моя жена не способна совладать с проблемами, с которыми любой человек, и любая женщина могут совладать».
В такой ситуации мы ясно видим сложности в отношениях между мужем и женой, которые не проистекают из злонамеренности, а являются следствием различия и противоречия в психологическом строении мужчины и женщины, а особенно — противоречивых ожиданий. В этом и заключается одна из самых серьезных психологических проблем: женщине нужно признание мужа, что ей тяжело, а мужу необходимо, чтобы супруга говорила ему, насколько ей хорошо.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?