Из цикла «Еврейский дом», темы: Сочувствие, Муж и Жена, Взаимопонимание, Общение супругов, Еврейский дом, Симха Коэн
Связь между жалостью и соединением мы можем найти в авторитетнейшем переводе Торы на арамейский язык, сделанный Ункелусом, и в словах Маараля. Ункелус постоянно переводит слово «любовь» арамейским словом рхим, значение которого близко к «жалости». Подобным же словом он переводит и выражение «найти милость в твоих глазах».
Маараль несколько раз упоминает, что рахамим (жалость, милосердие) — это состояние соединения. Давайте рассмотрим его слова (Хидушей агадот, Шабат 139):
«И во всех качествах нет связи, а только в жалости. Когда некто жалеет другого, он соединяется с ним, и он жалеет кого-то, с кем у него есть связь. Как жалеет отец своих детей — он связан и соединен с сыном, и поэтому жалеет его. Поэтому называется, что любит его, поскольку связан с ним».
«Качество жалости и милосердия проявляется, когда человек связывается и объединяется с тем, кого он жалеет».
Слово «жалеть» в данном контексте означает «проявлять душевную вовлеченность», небезразличие и эмпатию. Поэтому, когда муж проявляет понимание трудностей супруги и говорит ей, что они действительно серьезны, она чувствует, что муж небезразличен к ней, и это служит ей подтверждением того, что он к ней привязан. Это особенно заметно и тогда, когда муж говорит жене: «Я беспокоился о тебе». Она, вероятно, будет довольна таким выражением любви больше, чем другими нежными словами, например «я по тебе скучал». Поскольку оно выражает небезразличие. А вот когда жена говорит мужу «я о тебе беспокоилась», это не приводит к такому же результату. Мужчине неприятно слышать, что жена чувствовала себя плохо, и тем более — из-за него, потому что он поздно пришел домой.
Когда отец жалеет сына, он «чувствует» его и ставит себя на его место. Рана сына, физическая или моральная, приносит отцу реальную боль. Вполне возможно, что боль, которую чувствуют родители за своего ребенка, гораздо больше, чем та боль, которую ощущает сам ребенок в реальности. Причина в том, что родители привязаны к своим отпрыскам. Женщина ожидает, в определенной мере, выражения подобной привязанности к ней со стороны мужа. Она и на самом деле пытается сделать ему немножко больно, чтобы заставить его принять деятельное участие в ее проблемах и чувствах. У нее действительно получается сделать ему больно, но, как мы объяснили выше, это другая боль — ощущение провала и беспокойства, которое вызывает в нем желание отдалиться от нее.
Последствия того, что женщина ожидает солидарности с ее проблемами, можно заметить даже в мелочах, на которые она сама не обращает внимания. Например, можно проследить язык жестов женщины, когда она подает еду гостям. Она протягивает каждому порцию и при этом улыбается и говорит «приятного аппетита». Но когда она подает порцию мужу, ее лицо не только не украшает улыбка, но на нем еще можно заметить легкое выражение страдания.
Есть две причины такого изменения выражения лица. Одна — это тот факт, что в природе человека относиться приветственнее к чужим людям, а не к знакомым. А вторая — ее неосознанное желание сказать мужу: «Ты замечаешь, что мне тяжело?»
Муж приходит домой, ожидая, что его примут с улыбкой на лице. Жена была в прекрасном расположении духа, но когда нога мужа переступает порог дома, ее лицо принимает страдальческий вид, хотя она приветствует его и в сердце рада его приходу. И все это, как мы уже сказали, происходит бессознательно.
Следует отметить еще одну важную деталь. В некоторых ситуациях женщине кажется, что муж совсем не принимает близко к сердцу, что ей нехорошо, но на самом деле это не так. Логично предположить, что ее проблемы его очень даже заботят, но он пытается вытеснить их из сознания, а самое главное — показать внешне, что все ее жалобы, просьбы о помощи и даже слезы не трогают его.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.