Темы: Подарки бедным, Пурим, Цдака, Рав Мендель Агранович
В тексте свитка Эстер (9:23) сказано, что Пурим — день мишлоах манойс иш лэ-реэйу у-матанот лаЭвьйоним — «отправки блюд ближнему и подарков бедным».
Из этого стиха Гмара в трактате Мегила (7а) учит, что нужно послать минимум два блюда к трапезе своему другу (как минимум, одному) и по подарку минимум двум бедным.
Слово эвйон означает не просто бедный, а крайне бедный, который не стесняется попросить. Тем же, кто стесняется, тем более нужно помогать (Арух а-Шулхан). В наше время это — любой человек, которому не хватает на покрытие его расходов в течение года, так как в наше время сложно найти людей, у которых вообще нет средств для того, чтобы купить еду на Пурим.
В чем различие, почему достаточно дать каждому бедняку по одному подарку, а не по два, как блюда друзьям?
Ответ мы находим в комментарии раби Нисима: «Бедный рад даже одному подарку, а два предназначены для богатых друзей».
Итак, закон — подарить по одному подарку минимум двум бедным (Шулхан Арух, Орах Хаим 694:1). Но верхнего предела нет, чем больше, тем лучше. И важнее дать больше подарков бедным, чем подарков друзьям (Мишна Брура на основании постановления Рамбама). Поступая так, человек уподобляется Самому Всевышнему, о Котором пророк говорит, что Он оживляет дух униженных и сердца удрученных.
Как мужчины, так и женщины обязаны давать на это деньги. Муж может дать за жену, желательно сообщить ей об этом.
Дети, достигшие возраста приучения к заповедям, также обязаны давать матанот лаЭвьйоним (подарки бедным). Возраст этот — примерно 6—7 лет. Они могут дать по минимуму.
Следует дать деньги или еду (Мишна Брура 694:1:2). Лучше всего, чтобы бедный мог использовать эти деньги на покупку еды для Пурима или мог использовать для Пурима саму еду.
По букве закона достаточно дать даже одну пруту (мелкая медная монета времен Мишны и Талмуда, цена кусочка чистого серебра, равного по объёму половине зернышка ячменя, или 1/40 грамма, примерно от 8 до 15 агорот в наше время в Израиле) каждому из бедных (Мишна Брура на основании мнения Ритво, там же). Рав Хаим Каневский также считает, что по закону достаточно дать пруту, а давать больше — свойство благочестивых.
Современные законодатели отмечают, что в наше время 10-15 агорот не являются суммой, на которую можно купить вообще что-либо. Они полагают, что минимальная сумма, на которую можно что-то купить для трапезы, это от 5 до 10 шекелей. На эти деньги можно купить по крайней мере булочку и шоко. И хотя Мишна Брура для нас — книга, определяющая закон, реальность требует с ней считаться там, где иначе по сути теряется возможность выполнить заповедь.
Существует мнение, основанное на комментарии Мааршо, которое гласит, что таким образом не осуществляется заповедь матана — подарка, ведь стыдно подарить мелкую монету уважаемому человеку. Тогда существенный подарок — это 50 шекелей (так считал рав Элияшив), но это может меняться в зависимости от места и времени. Подчеркнем еще раз, что это устрожение закона, автор комментария Мишна Брура не привел этого мнения.
Минимум два подарка человек должен дать из своих денег, не из денег десятины —маасера, которую он отделяет из своих доходов на цели цдоки — помощи бедным. Все, что сверх минимума, он может дать из денег десятины. То есть, тот, кто хочет выполнить заповедь наилучшим образом, должен дать 100 шекелей двум беднякам, по 50 каждому, из своих денег. Все остальное — из маасера.
У многих, кому положение позволяет и кому важны нюансы закона, принято поступать в соответствии с этим мнением.
Бедные люди могут обменяться блюдами между собой и таким образом выполнить заповедь.
Не стоит давать бедным деньги на Пурим раньше, чтобы они не были потрачены раньше; они должны принести дополнительную радость в праздник. Но можно дать габаю(собирающему деньги), чтобы он передал деньги бедным в Пурим. Это можно сделать и на нашем сайте.
В принципе заповедь — дать эти подарки именно в Пурим.
Деньги, собранные на Пурим, нельзя направить на другие благотворительные цели.
Это касается тех, кто собирает деньги. Те же, кто получает, имеют право использовать деньги по своему усмотрению.
В Пурим принято давать любому, кто просит, протягивает руку.
Если нет бедных (!!!) можно оставить деньги у себя до того момента, когда появится возможность передать их бедным.
Можно дать эти деньги чеком или кредитной картой, если те, кто собирает деньги, выдаст беднякам эти суммы наличными. Это можно сделать и на 14 адара, и на 15 адара у нас на сайте!
Спасибо!
Матанот леэвьёнимВыполнить заповедь онлайн!
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).