Темы: Подарки бедным, Пурим, Сангедрин, Мишлоах манот, Обычаи, Постановления мудрецов
Финал Мегилат Эстер на первый взгляд выглядит очень странно. Сначала написано: «…поэтому все евреи празднуют Пурим» (см. Эстер 9, 19). Потом написано, что Мордехай разослал всем евреям письмо о том, чтобы они приняли на себя празднование Пурима (там же 9, 20). Зачем, если они и так это решили? Потом снова сказано, что евреи это на себя приняли (9, 27). Затем Эстер и Мордехай снова посылают письма, в которых устанавливается празднование Пурима (9, 29). Зачем столько раз писать одно и то же?
На самом деле, рассказывая историю возникновения праздника Пурим, Танах приводит нам подробный пример того, как работает Сангедрин и как устанавливается галаха.
Праздник Пурим сначала возник как народный обычай, «стихийное» выражение благодарности Б-гу за спасение. 13-го воевали, 14-го праздновали, и 14-е число осталось как праздник, нерабочий день с пиром. Но Сангедрин — это не просто «хранители народных традиций». Это мозг нации, поэтому появляющиеся народные обычаи сразу становятся предметом рассмотрения Сангедрина: хороший ли это обычай, который помогает еврейскому народу выполнять свою задачу, или вредный, который мешает? Во втором случае с ним борются, в первом — законодательно закрепляют. Но такое законодательство еще не имеет статуса галахи, пока соблюдение нового закон не распространилось в народе и мудрецы не убедились, что народу не слишком тяжело это исполнять. Когда постановление начинает выполняться повсеместно — оно закрепляется окончательно. Потом, если оно начнет мешать еврейскому народу выполнять свою задачу больше, чем помогать, Сангедрин того поколения сможет его отменить.
То, о чём сообщается в стихе 19, — это то, что люди начали делать сами. То, что написано в первом письме, в стихе 22 — это постановление, которое рекомендуют принять Мордехай и Эстер, духовные руководители народа. Давайте сравним эти два стиха.
Пасук 19 перечисляет следующее:
· радость
· пир
· праздник (т.е. нерабочий день)
· посылка манот товарищам
Слово манот, как правило, используют в значении «порции». Т.е. люди посылали друг другу еду, которую, очевидно, тут же ели во время праздничной трапезы. Таким образом, весь еврейский народ фактически устраивает одну совместную трапезу, празднуя Пурим, как одна большая семья.
Стих 22 перечисляет следующее:
· пир
· радость
· посылка манот товарищам
· подарки бедным
Духовные руководители, Сангедрин — это не только мозг, но и, по выражению мидраша, «глаза общины». Они не просто плетутся в хвосте у событий, поощряя «здоровую инициативу снизу». Они смотрят вперед, стараясь предотвратить возможные проблемы и направить инициативу по наилучшему пути. В том, что и так делает народ, они предлагают два изменения: убирают «праздник» и добавляют «подарки бедным».
Законодательно объявить Пурим «праздником» означает галахически запретить некоторые виды работы, как в субботу. Иначе какой смысл в таком постановлении? Нормальный человек в нормальных условиях и так в Пурим работать не будет, а на случай неожиданностей лучше не мучить человека и не заставлять его ломать голову, что и при каких обстоятельствах он может нарушать. Поэтому наши Мудрецы не называют Пурим «праздником» и ограничиваются фразой (в Талмуде) о том, что тот, кто работает в Пурим, как в обычный день, не удостоится в работе благословения.
А зачем так важно добавить подарки бедным? Ведь милостыню и так заповедано давать каждый день! Кроме того: а разве бедные нам не товарищи, зачем их упоминать отдельно?
Хорошо человеку, у которого приятелей много — его без подарков не оставят. Во многих религиозных семьях, особенно живущих в своем районе много лет, манот в виде вафель и пирожных накапливается столько, что их не успевают съесть до Песаха. А что делать нищему, который ходит из города в город? Или у которого просто нет денег для нормальной праздничной трапезы и который сидит с куском хлеба, пока вокруг все пьют заморские вина, заедая пряником печатным? Поэтому Мудрецы говорят: чтобы еврейский народ действительно чувствовал себя как одна большая семья, мало, чтобы человек заботился о своих приятелях, которых он любит и без Пурима. Надо, чтобы он вышел на улицу и посмотрел — не нужна ли кому-то еще его помощь? Всем ли всего хватает в праздник? Не пригласить ли кого-то в гости? И даже не обязательно того, кому нечего есть — кому просто скучно и одиноко?
Народ принял постановление и начал его исполнять (9, 23). И выразил готовность выполнять это постановление во всех поколениях (9, 27). И только после этого Мордехай и Эстер разослали евреям письмо коль токеф лекаем, «всю силу выполнять» (9, 29), т.е. сообщение о том, что постановление приобрело полную юридическую силу. И называет это письмо Танах «словами мира и правды», потому что галаха, принятая Сангедрином при соблюдении всех необходимых юридических условий, так же свята и так же обязательна для нас к исполнению, как и слова самой Торы, которая есть абсолютная правда и несет людям мир.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»