Темы: Подарки бедным, Ненависть, Гер, Подарки, Дерех Эрец, Любовь к ближнему, Отношения между людьми, Судить в лучшую сторону, Рав Ицхак Яаков Фукс
1. Заповедано нам любить каждого из сыновей Израиля, как сказано: «И возлюби ближнего твоего как самого себя, Я — Г-сподь!» И это — Великое правило Торы, ибо многие заповеди Торы основаны на нем. Поэтому, у каждого человека есть обязанность говорить о людях доброе, жалеть их, беречь их имущество и всегда желать им добра.
2. Обязан человек помогать ближнему во всем, в чем он только может ему помочь. И если видит, что тот в печали или в гневе, постарается он всеми силами вернуть ему радость, успокоить его и унять его смятение. В это же правило входит обязанность добиваться лучшего для своих близких и относиться с милосердием ко всем окружающим.
3. Было бы правильно назначить в каждой общине людей, которые будут готовы бескорыстно помогать жителям этой общины искать пути, которые позволят избежать различных ущербов и убытков. И, конечно, хранить их и от духовных опасностей.
4. В заповедь «Любить ближнего» входит так же любовь к миру и непринятие розни. Нужно отдаляться от любых распрей и ссор, и, в первую очередь, остерегаться беспричинной ненависти. Вражда особенно ненавистна Вс-вышнему, и от нее надо бежать как от огня. Нельзя устраивать ссору даже ради того, чтобы исполнить заповедь.
5. Ненависть к любому из народа Израиля запрещена Торой: как скрытая, так и открытая, и даже в том случае, когда человек пострадал и был опозорен по вине того, которого теперь возненавидел. Также запрещены три вещи, происходящие от ненависти к другому человеку: 1) Не разговаривать с ним три дня. 2) Желать ему зла. 3) Радоваться его неудачам.
6. Тот, кто чувствует ненависть со стороны ближнего, должен постараться выяснить, в чем причина такого отношения, и, если это требуется, попросить прощения — быть может, тот простит. Если же товарищ продолжает испытывать к нему ненависть, он должен повести его к раву или к их общему другу, который сможет между ними рассудить. Или же пусть вынесут дело на суд Торы. Но если и это не помогло, он должен смириться, поняв, что так определено с Небес, а его товарищ — лишь только посланник, исполняющий волю Небес.
7. Человек, нарушивший известную и распространенную заповедь, не принявший увещевания и не раскаявшийся в содеянном, называется злодеем, и заповедано его ненавидеть и говорить о нем плохо. Вместе с тем, если случилась у него беда — все равно есть обязанность стать ему опорой, помочь и подбодрить его в той мере, в которой это потребуется. Однако, в отношении людей, статус которых «плененный ребенок», этот закон не действует, и нельзя их ненавидеть. И наоборот, важно приближать их к Торе с любовью.
8. Вероотступникам и грешникам, которые нарушают заповеди намеренно и гордо, нет обязанности помогать, кроме случаев, когда существует опасение, что они будут за это мстить. Так же и тех, кто попирает Основы Веры и склоняет к этому других — есть обязанность всегда проявлять к ним ненависть, и запретила Тора их любить, даже когда они имеют статус «младенца, попавшего в плен».
9. Грешников, которые раскаялись и оставили свои пути, запрещено продолжать ненавидеть, и это правило действует даже в том случае, когда они [прямо сейчас] сами рассказывают о своем грехе. И тот же закон относится к случаю, когда прошло много времени, а они ведут себя как положено.
10. В отношении прозелита, который принял на себя заповеди Торы и вошел под сень Святости Вс-вышнего, добавляется отдельная заповедь — «Возлюбить гера». Есть мнение, согласно которому эта обязанность распространяется и на его потомков.
Поэтому, обязан человек поддерживать гера, утешать и укреплять его — и все это в дополнение к основной заповеди: любить каждого из народа Израиля.
11. Заповедала Тора трактовать поступки каждого человека из народа Израиля в сторону заслуг, и всегда искать для них оправдание. Подозревать же невиновного — тяжкий грех. Нужно знать, что как человек относится к другим, ища милосердия для них, также относятся к нему на Небесах, по принципу «мера за меру».
12. Поступок человека, трепещущего перед Небесами, если можно его интерпретировать двояко, нужно судить в сторону заслуг, даже если логичнее было бы отнести это действие к плохим поступкам. В случае со средним человеком, который боится нарушить, но иногда все же преступает границу дозволенного, то если его мотивы не ясны до конца, тоже нужно склониться к оправданию. И даже если его поступок скорее объясняется в худшую сторону — правильнее было бы не подозревать его ни в чем, а благочестивый человек должен трактовать их в сторону заслуг. Если человек в основном грешит, или в нем нет Б-гобоязненности — его следует судить в худшую сторону. Однако же, если это человек малознакомый, и его поступок не поддается простому объяснению — судят в сторону заслуг.
13. Основная причина того, что человек оценивает других с плохой стороны, заключается в поверхностном взгляде и желании злого начала видеть во всем только недостатки и не видеть достоинства. Поэтому если человек видит, что другой совершает грех, а у него нет никакого оправдания этому поступку, должен вспомнить слова мудрецов, благословенной памяти: «Не суди другого, пока не окажешься на его месте». Примечание: Подозревающий ближнего в том, что тот не совершал, должен перед ним извиниться и похвалить.
14. Обязан человек остерегаться тех поступков, из-за которых другие могут заподозрить его в нарушении повеления Вс-вышнего, потому что поступки человека должны быть угодны перед людьми так же, как и перед Б-гом. Есть мнение, что того, кто сознательно совершает что либо, что может показаться людям запрещенным, нет запрета подозревать.
15. Запрещено человеку рассказывать и распространять слухи о грехах, которые он совершил. Если же из-за его проступков люди стали подозревать других, должен он рассказать о своих грехах, чтобы снять подозрение с невиновных. Примечание: Причина многих запретов мудрецов в том, чтобы оградить человека от подозрений со стороны других людей.
16. Обязан человек добиваться блага для своего народа, и всеми силами стремиться помогать своим ближним. И это включает одну из основных и наиболее важных обязанностей человека, как учили в мишне: «Это заповеди, плоды от которых человек получает в этом мире, но основная награда ждет его в мире будущем: …примирение враждующих».
17. Особая обязанность, которая является частью заповеди стремиться к миру, состоит в том, чтобы самому искать пути к нему, а не ждать, когда тебя об этом попросят. И от этого зависит приумножение жизни на земле, и само существование этого мира, и в заслугу этого человек удостоится продления своих дней. И особенно трепетно эту заповедь должен исполнять мудрец Торы.
18. Следует назначить в каждом месте мужчин и женщин, которые бы занимались примирением членов общины — примиряли бы товарищей, мужа и жену, родителей и детей. И выбрать для этого нужно людей жизнерадостных, известных умением успокаивать и мирить. И каждый, кто устанавливает мир между людьми с радостью и желанием — может быть уверен, что удостоится доли в Будущем Мире.
19. Стремление к миру включает в себя не только примирение враждующих сторон и действия, направленные на прекращение розни — основа заповеди заключается в том, чтобы вернуть людям те любовь и дружбу, какие были меж ними прежде, до вражды, а также разъяснять враждующим важность примирения и поддерживать их в том, чтобы впредь они любили и уважали друг друга. И хотя на исполнение этой заповеди не произносят благословения — ее значение настолько велико, что законоучителя спорили, нужно ли на нее благословлять.
20. Высшая праведность требует от человека вообще не принимать подарков. И об этом сказано: «А ненавидящий подарки — будет жить». Тот, кто привыкает получать подарки, отдаляет себя от обязанности полагаться на Вс-вышнего, может легко возжелать чужое, а также ставит себя в положение, когда начнет заискивать перед дарящим.
21. Для человека дороже одна мера из собственного владения, чем девять мер из владения чужого, потому что дорог человеку его собственный труд. По этой причине некоторые авторитеты считают, что лучше, например, проверять каждый день по полчаса собственные мезузы, чем получать в подарок новые из специальных фондов. И на самом деле, тот, кто не хочет принимать подарков от людей в этом мире, удостоится узреть Шхину в мире будущем без всякого посредника, по принципу «мера за меру».
22. Принято давать подарки жениху и невесте в день свадьбы, и в этом случае не надо опасаться [их принимать], а даже наоборот, ведь тот, кто получает удовольствие от трапезы жениха и не веселит его — преступает закон «хамиша колот» («пяти голосов»).[1] И то же самое принято в отношении роженицы или бар-мицвы, который называется «дарон драша» (т.е. ему положен подарок за то, что он произнесет «драшу» — будет толковать слова Торы). Также сегодня принято дарить [и принимать] подарки по разным поводам для укрепления дружбы или в знак благодарности.
23. Нельзя мужчине дарить подарок женщине, которая не является его женой или невестой, и даже через ее мужа. Разрешено, однако, директорату дарить подарки служащим или ученицам.
24. Так же в Пурим мужчине нельзя посылать подарок для женщины, а женщине для мужчины. Но это не касается подарков, которые дают бедным. Их можно дарить как мужчине, так и женщине.
Если женщина в любом случае хочет послать подарок для рава или мудреца Торы, пусть сделает это через его жену или его семью.
25. Нельзя посылать подарки людям, находящимся в трауре. С начала месяца Ав не принято дарить подарки, за исключением самих крайних случаев. Хотя по закону дарить запрещено только непосредственно в день Девятого Ава.
Примечание: Подарки не вручают до окончания утренней молитвы.
26. Важная заповедь — спрашивать у каждого человека при встрече о его делах, или, по крайней мере, приветствовать его словом «Шалом» («Мир»). Также стоит стараться опередить товарища и приветствовать его раньше, чем он поприветствует тебя. И делать это надо доброжелательно и от чистого сердца. Примечание: Сегодня принято здороваться также и ночью.
27. Есть те, кто старается, чтобы в их приветствии всегда присутствовало слово «Шалом», поскольку это одно из Имен Небес. Тот, кто отвечает на приветствие, должен что-нибудь прибавить, например пожелание: «Мира и благополучия», или «Доброго и удачного утра».
28. Обязанность эта относится даже к незнакомому человеку, и поэтому ясно, что тем более важна она по отношению к учителю, отцу и матери, пожилому человеку или важному представителю общины, а также ко всем, с кем человек обычно здоровается.
29. Тот, кто встретил своего учителя или важного человека, должен обращаться к нему с особым уважением, сказав: «Мир тебе, учитель». Если же учитель обратился к нему первым, то он ответит: «Мир тебе, учитель мой и наставник». Некоторые при этом пожимают руку, а у некоторых принято даже ее целовать. Встретивший учителя вместе с учеником, вначале должен поприветствовать учителя, а уже потом ученика.
30. Человек обязан отвечать на приветствие, а тот, кто не отвечает, называется вором. И отсюда учат, что обязанность ответить важнее обязанности опередить товарища в приветствии. Поэтому отвечающий должен что-либо прибавить к сказанному или, по крайней мере, повторить приветствие дважды — «Шалом, шалом!»
31. Заповедь здороваться сохраняется даже по отношению к тому, которого человек ненавидит, если только это не усилит ненависть еще больше. Есть те, кто запрещает спрашивать у злодея как его дела. Однако есть и те, кто сомневается, что в наше время вообще существуют злодеи по Торе.
32. Тот, кто спрашивает больного о его здоровье, тем самым совершает акт милосердия и исполняет заповедь посещения больных. Правильно также поддержать больного и пожелать ему скорейшего и полного выздоровления на долгие и долгие годы.
33. Мужчине запрещено спрашивать у женщины как ее дела, даже через ее мужа или посланника, но разрешено спросить у ее мужа: «Как поживает твоя жена?» Принято приветствовать женщину словами «Шалом», «Доброе утро», «Мои поздравления» или «Будьте здоровы». После несчастного случая можно спрашивать, как женщина себя чувствует.
34. Тому, кто собирается в долгую дорогу, следует благословить своих домочадцев миром. И тот, кто расстается со своим другом, прощается с ним словами «Иди к миру», но только не «Иди с миром». Стоит остерегаться, чтобы не расставаться ни с кем со слезами.
35. Путника приветствуют словами «Шалом алейхем», а он отвечает: «Алейхем Шалом». И есть те, кто обязывает пожать при этом руку. Также правилом хорошего тона для гостя будет спросить как поживают домочадцы того места, в котором он собирается гостить.
36. Со времени начала утренней молитвы (а некоторые считают, что и с наступления времени чтения вечернего «Шма» и до окончания соответствующей молитвы) нельзя идти к дому друга, или даже к дому отца или учителя, для того чтобы их проведать, приветствовать миром или просто поздороваться. В синагоге перед молитвой нельзя покидать своего места для того чтобы приветствовать даже отца или учителя.
Примечание: Помимо этого, до молитвы нельзя дарить или посылать подарки (как было сказано выше), но это правило не распространяется на цдаку для бедных.
37. Телефонный разговор по значимости не равен тому, что человек сам идет к дому ближнего. Поэтому тот, кто хочет узнать как дела у отца или учителя до молитвы, из-за того, что, возможно, потом у него этого сделать не получится, может это сделать. Но правильно, по крайней мере, сказать вначале утренние благословения.
38. Тот, кто встретил товарища по пути на молитву, по закону, может его поприветствовать. Есть те, кто говорит, что при этом лучше говорить не «Шалом», а «Доброе утро». Но в любом случае, если человек уже произнес часть утренних благословений, он может здороваться словом «Шалом», как обычно. Если же он встретил своего учителя, то в любом случае должен приветствовать его словом «Шалом».
39. Тот, кого поприветствовали перед молитвой, может отвечать, как сочтет нужным. Но в любом случае, не должен при этом кланяться, если только не встретили его по пути на молитву уже после того, как он начал утренние благословения.
40. В наше время, нельзя прерываться во время молитвы на приветствие или чтобы ответить любому другому человеку, даже посредине «Псукей де-Зимра» («Стихов восхваления») между псалмами. Так же это принято сегодня и в сефардских общинах. Если же подошел агрессивно настроенный человек, который, в случае если на него не обратят должного внимания, может применить силу — разрешено прерываться даже на середине предложения, не считая первого стиха «Шма». Примечание: Можно вставать перед равом или пожилым человеком, по крайней мере, во время чтения «Псукей де-Зимра».
41. Не приветствуют словом «Шалом» в нечистом месте. Например, в уборной, в ванной, или рядом с открытыми мусорными баками. Но, в любом случае, разрешено здороваться любыми другими словами, такими как «Доброе утро» или «Рад тебя видеть».
42. Есть те, кто запрещает приветствовать и отвечать на приветствие человека с непокрытой головой, поэтому некоторые воздерживаются от того, чтобы приветствовать словом «Шалом» человека, голова которого не покрыта. Однако на практике это не запрещено, так как это слово не является прямым Именем Вс-вышнего.
43. В письме или в любом другом тексте некоторые люди избегают писать слово «Шалом» полностью, заменяя его сокращенным «Шал». Однако, большинство законоучителей считает, что в этом вопросе нет причины для опасений и можно писать «Шалом» полностью.
44. Человеку, у которого умер близкий родственник, в первые три дня запрещено приветствовать других и отвечать на приветствие, и так же другим людям нельзя его приветствовать. Если же кто-то с ним поздоровался, пусть ответит: «Я — скорбящий, и поэтому не могу тебя приветствовать». И с третьего по седьмой дни траура сам он не должен здороваться, но если кто-то, не зная, что он в трауре, его поприветствовал, то может ответить. Когда же к нему приходят люди, чтобы его утешить, то во все дни он может сказать им из уважения: «Идите домой с миром».
Начиная с седьмого дня и до тридцатого (а в отношении родителей до конца траурного года) он может приветствовать других людей, но сами люди его не приветствуют. 45. Девятого Ава нельзя здороваться и даже говорить: «Доброе Утро». Если же кто-то поздоровался или спросил, как дела, ему можно ответить, но тихо и с опущенной головой. И в любом случае, можно пожать руку или сказать: «Мазаль Тов».
Написано в «Авот де-раби Натан» (гл. 16): «Причина заповеди любить всех евреев в том, что они — служители Вс-вышнего, а тот, кто любит Царя, любит и его сыновей, и его слуг. И чем сильнее они служат Царю, тем сильнее будет его любовь к ним». Из этого следует, что мудрецов Торы и их учеников, которые являются самыми великими служителями Вс-вышнего, надо любить больше всего.
[1] Закон связан со словом «коль» («голос»), которое пятикратно встречается в последнем из семи благословений, произносимых во время бракосочетания и в завершение трапез семи послесвадебных дней: «Голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос из под иххупы и песни пирующих юношей…» Отсюда учится, что радовать жениха и невесту мы обязаны радовать «пятью голосами», т.е. намного больше обычного, а тот, кто не делает этого, виновен в нарушении пятикратно.
Из журнала «Мир Торы»
Перевод рава Михоэля Даниэля Нишлюка
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.