Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Гилель, Недельная глава, Скромность, Ницавим, Пост, Исраэль Зельман
Рассмотрим два разъяснения начала главы, приведённые в книгах «Паним Яфот» и «Торат Моше».
«Вы стоите сегодня все перед Б-гом, Вс-сильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши (рошейхем шивтейшем зикнейхем ве-шотрейхем ראשיכם שבטיכם זקניכם ושטריכם) — каждый человек Израиля. Младенцы ваши, жёны ваши и пришелец твой, который посреди стана твоего, — от рубящего дрова твои до черпающего воды твои. Чтобы вступить тебе в Союз с Б-гом, Вс-сильным твоим, и в Заклятие Его, которые Б-г, Вс-сильный твой, заключает с тобою ныне».
Мидраш Танхума указывает на простую деталь: почему в подробном перечислении рангов и социальных слоёв находится обобщение: «Всякий человек Израиля (коль иш исраэль כל איש ישראל)» (кажется логичным или написать только это обобщение, или перечислить подробно и обойтись без него)? Несмотря на то, что перечислил Я Вас — глав колен, старейшин и надсмотрщиков, все вы равны передо Мной, как сказано: «Каждый человек Израиля», — говорится в Мидраше (несмотря на разнообразные отличия, все сыны Израиля равны перед Б-гом).
Приведённый Мидраш р. Пинхас Горовиц в «Паним Яфот» объясняет глубоко и глобально: Видится, что Мидраш уточняет (т.е. выводит данный комментарий) из формулировки первой фразы: точнее было сказать или «главы колен ваших (рошей шивтейхем ראשי שבטיכם)» или «главы у колен ваших (рошим ле-шивтейхем ראשים לשבטיכם)» (начало перечисления дословно переводится как «главы ваши, колена ваши»; и хотя и в данном варианте можно объяснить это как «главы колен» (и так написано во всех «литературных переводах»), всё-таки, отмечает р. Пинхас, в тексте Торы дословно получается, что «главы» и «колена» перечислены отдельно).
И разъяснение этого в том, что Вс-вышний уравнивает малого с великим, и перед Ним всё — как ничто. Ведь [даже] в вещи длинной, но всё-таки имеющей окончание, обнаруживаются части — половина, треть и т.д., в то время как в Создателе, благословен Он, нет разницы между малым и большим, поскольку нет конца и завершения Его Реальности (насколько можно понять, р. Пинхас тут намекает, что «Место», т.е. «место сотворённого мира» — это одно из Имён Б-га, весь мир как бы «находится внутри Создателя», и поэтому в этом мире — в сравнении с Совершенством Б-га — нет никакого деления на части, нет ничего «большего» или «меньшего»)… [как сказано] (Йешаяhу, 40): «И Кому Меня уподобите, чтобы Я был равен ему?!, — скажет Святой», — ведь всё, что бы ты ни сравнил с Ним, — как ничто перед Ним. И пусть не говорит человек низкого о себе мнения: «Кто я, чтобы восхвалять и возвеличивать Создателя, Чьи служители (ангелы) — святы и возвышенны, ведь перед величием ангела я — ничто!.» (Т.е. равенство всех перед Б-гом позволяет служить Ему наравне с самыми высокими, духовными служителями).
И с помощью этой [идеи] объясняется то, что сказал Гилель (тут р. Пинхас даёт новое, неожиданное разъяснение известного отрывка Талмуда из трактата Сука, лист 53, где написано, что старейшина Гилель, основатель главной талмудической школы, говорил на праздновании Суккота в Йерушалаиме: «Если я тут — все тут, если нету меня тут, кто тут?!» Раши там толкует, что эта речь, кажущаяся нескромной, произносилась от Имени Вс-вышнего: «Если Я тут (т.е., в Храме), всё тут, если нету Меня тут (т.е. если Присутствие Творца, духовное наполнение удалится из Храма), кто тут?!» (какой смысл в опустошённом Храме без Б-га); р. Пинхас тут объясняет, что фраза произносилась Гилелем всё-таки от своего имени, однако её надо верно понять): ведь Гилель был исключительно скромен (как засвидетельствовано во многих местах Талмуда — например, в трактате Шабат, лист 31), и он говорил, будучи в Храме на праздновании Суккот, что не следует человеку стыдиться своего веселья перед Б-гом, «если я тут (т.е. такой маленький человек, как я), то все тут (все тут могут быть и веселиться)». И, если спросишь: «А кто скажет, что тебя (столь незначительного) вообще нужно слушать?!,» отвечу: «если нету меня тут, кто тут?,» т.е. все равны перед Создателем, и малый, и великий (получается, что, хотя «нету меня» — перед Б-гом меня как будто нет, «кто тут?,» — кто скажет, что он «есть», ведь «тут», перед Б-гом, даже самый большой человек — никто, как и маленький).
И это объясняет то, что написано: «Вы стоите сегодня все перед Б-гом Вс-сильным вашим» — нету разницы между «главами» и «коленами» (поэтому в Торе рядом написаны, как будто в перечислении, два этих слова — «главы» и «колена»), ибо и пророк, и самый маленький человек из любого колена равны перед Ним, и так же — «старейшины ваши и надсмотрщики ваши»: руководитель старейшин Большого Санhедрина равен надсмотрщику, прислуживающему судьям, и об этом написано: «Каждый человек в Израиле».
Вышеприведённый отрывок из книги «Паним Яфот» понять непросто: что практически означает концепция «равенства всех перед Б-гом»? Да, р. Пинхас написал, что эта идея помогает «расправить плечи» тем, кто чувствует себя «недостойным Служения Творцу». Однако — в каких границах существует данное утверждение? Мы знаем, что, например, в области имущественных законов нет речи о «равенстве всех» (как разъяснено во второй гл. талмудического трактата Бава Меция, существует строгая иерархия, кому следует помогать сначала, кому потом). Вместе с тем, в «законах душ» (т.е. касающихся жизни и смерти) имеется широко известный пример применения концепции равенства всех перед Б-гом (если враги, не дай Б-г, требуют выдать одного еврея — любого, чтобы его «показательно казнить», запрещено делать какой-либо выбор — даже если выбрать надо, например, между выдающимся высокоправедным законоучителем и самым простым малообразованным ремесленником). Добавочное разъяснение данной концепции приводит р. Моше Софер в книге «Торат Моше».
В начале р. Моше цитирует вопрос, заданный автором комментария «Маген Авраам» (Шулхан Арух «Орах Хаим», гл. 581, п. 9): «Написано в Мидраше, что в канун Нового Года (последний день перед тем вечером, когда начинается Рош hа-Шана) “великие [евреи] постятся (гдолим митаним גדולים מתענים)”. Однако рабейну Яаков Сэгал (Маhариль — один крупнейших “первых” мудрецов Германии) установил, что в канун Рош hа-Шана следует поститься даже детям (как пояснено в “Мишна Брура” — начиная с религиозного совершеннолетия).»
Разъясняя это противоречие, р. Йосеф Каро (составитель Свода Законов) написал в книге «Бейт Йосеф», что в данном случае (когда речь не о добавочных правах, а о лишних обязанностях) любой человек «может сделать себя великим» (повести себя, как «великие»). Однако и это утверждение р. Йосефа Каро нуждается в изучении (кажется противоречивым): в этом месте составитель Свода Законов разрешает обычным людям «вести себя, как великие», а в 575-ой главе, где речь о первых постах, назначаемых из-за засухи, тот же р. Йосеф Каро устанавливает, что обычный человек не должен поститься: ведь в первой главе трактата Таанит прямо сказано, что поститься должны только «великие», и простому еврею не следует проявлять нескромность, становясь в один ряд с мудрецами.
На это противоречие можно ответить, что в законе постов из-за засухи пост назначается ради всего еврейского народа, и показывать, что ты достоин поститься за всех — гордыня; в то время как в канун Нового Года каждый может поститься из-за собственных грехов, и это как гордыня не выглядит. (Это объяснение комментатора «Маген Авраам» оставляет вопрос: почему же в Мидраше всё-таки сказано, что в канун Рош hа-Шана именно «великие» постятся? И р. Моше Софер отвечает по-своему).
Можно разъяснить, используя аллегорию: когда приезжает царь, навстречу выходят самые важные горожане, и, например, если бы царь приехал в Бейт-Лехем (где жила семья Давида — будущего царя), то навстречу властителю вышел бы, прежде всего, Элиав — первенец Йишая (у Давида было 6 старших братьев), который и пророку Шмуэлю показался достойным помазания в цари, а Давид, младший, остался бы со скотом (за который отвечал в доме). И когда все выходят навстречу Царю, благословен Он, в канун Нового Года, если бы Давид стал поститься, это показалось бы проявлением гордыни — кто он такой, чтобы находиться среди великих?! В действительности же всё было наоборот, так как Элияв был презрен Творцом (из-за гневливости), а Давид был достоин выйти Ему навстречу, ведь «человек смотрит [материальными] глазами, а Б-г смотрит в сердце» (цитата из отрывка, где пророк Шмуэль выбирает будущего царя среди сыновей Йишая).
Именно поэтому в канун Нового Года постятся все — ибо никто не знает, кто в действительности велик, а кто мал (а Мидраш, который говорит, что постятся только «великие», указывает на необходимый результат поста: все наиболее выдающиеся евреи должны постится в этот день; а уж если люди, ограниченные в восприятии себе подобных, не понимают, кто из евреев более или менее ценен, то на всякий случай — чтобы ни один «великий» не кушал — поститься придётся всем).
Кратко освещая галахическую сторону вопроса, отметим, что обычай поститься в канун Нового Года (т.е., начиная с утренней зари кануна Рош hа-Раша — минимум до времени т.н. «Минха Гдола», т.е. чуть более половины светлой части суток) приводится во всех галахических источниках. Разрешение не поститься (как написано, например, в книге «Арух hа-Шулхан») может быть дано в случае «небольшой болезни» (кцат холи קצת חולי). Это означает, что не вполне здоровый человек может не поститься в канун Рош hа-Шана (а, например, здоровому, но очень тяжело переносящему посты, следует обратиться к своему раввину за индивидуальным решением).
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.