Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Недельная глава, Коэн, Галут, Земля Израиля, Ки таво, Исраэль Зельман, Бикурим
В начале главы читаем о заповедях, «зависящих от Земли» (тлуйот ба-арец תלויות בארץ), т.е. касающиихся земледелия на Святой Земле.
«Когда придёшь ты в землю, которую Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли, которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберёт Б-г, Вс-сильный твой, чтобы пребывало там имя Его. И придёшь ты к священнику, который будет в дни те, и скажешь ему: “Рассказал я сегодня Б-гу, Вс-сильному твоему, что я вошёл в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам”. И возьмёт священник корзину из руки твоей, и поставит её перед жертвенником Б-га, Вс-сильного твоего. И ответишь ты и скажешь ты перед Б-гом, Вс-сильным твоим: “Арамеец губил отца моего, и он спустился в Египет и проживал там с немногими, и стал там народом великим, могучим и многочисленным. И делали зло нам египтяне, и мучили нас, и помещали на нас работу тяжкую. И возопили мы к Б-гу, Вс-сильному отцов наших, и услышал Б-г наш голос, и увидел бедствие наше, и труды наши, и притеснение наше. И вывел нас Б-г из Египта Рукой Крепкой, и Мышцей Простёртой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привёл Он нас на это место, и дал нам эту землю — землю, текущую молоком и мёдом. И вот, принёс я начаток всякого плода земли, которую Ты дал мне, Б-г”, — и положишь ты это перед Б-гом, Вс-сильным твоим, и поклонишься перед Б-гом, Вс-сильным твоим. И возрадуешься всему благу, которое тебе дал Б-г, Вс-сильный твой, и дому твоему, — ты и левит, и пришелец, который в среде твоей».
В Мидраше Сифри находим удивительную фразу о заповеди «Первых плодов»: «Сделай эту заповедь, ибо из-за неё ты войдёшь в Землю».
Проследим, как объясняли этот Мидраш три поколения великих законодателей и толкователей Торы: р. Пинхас Горовиц (в книге «Паним яфот»), его ученик р. Моше Софер (автор книги «Хатам Софер» — в книге «Торат Моше»), и р. Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (в книге «Ктав Софер» — сын и ученик упомянутого р. Моше).
Раби Пинхас («Паним яфот») пишет: «С первого взгляда непонятно: ведь подобное сказано в Талмуде (Кидушин, 37) о заповедях Тфилин и выкупа первенца осла: те две заповеди надо было исполнять ещё в пустыне, и в их заслугу зашли в Землю, в то время как обязанность приносить первые плоды возникла только после овладения и заселения Земли через 14 лет после входа в неё (т.е., как можно было зайти в Землю в заслугу заповеди, исполнение которой началось только через 14 лет после входа в Землю?).»
И, как представляется, хотя через 14 лет после входа евреев в Святую Землю закон принесения в Храм первых плодов урожая вступил в силу, к этому моменту только малая часть колен смогла овладеть Землёй и расселиться (и среди этих колен временно жили остальные, ещё не расселившиеся). Поэтому сказало Писание: «Сделай эту заповедь, ибо из-за неё ты войдёшь в Землю», т.е., в заслугу принесения первых плодов в Храм завершится расселение тех колен, которые ещё не успели «войти в Землю» (т.е. в предназначенные им наделы). И говорится «сделай» — только сделай: т.е. тут речь лишь о первой части заповеди — Принесении плодов, а не о второй — Прочтении в Храме вышеприведённого отрывка («Арамеец губил отца моего, и он спустился в Египет и т.д.»), поскольку тогда, после первых 14-ти лет войны и заселения, у многих колен, проживавших пока не на предназначенной им территории, могли быть только временно приобретённые у других колен кусочки земли, о чьих плодах ещё нельзя было сказать «и вот, я принёс начаток всякого плода земли, которую Ты дал мне, Б-г».
Великий ученик р. Пинхаса — р. Моше Софер пишет: Удивился учитель мой: ведь заповедь Первых плодов начинается после овладения и заселения Земли!
И вот, следует узнать, почему мы говорим в молитве после трапезы (Биркат hа-Мазон): «Благодарим мы Тебя за то, что дал Ты в удел отцам нашим Землю желанную, благую и широкую, и за то, что вывел нас из Египта»: ведь, кажется, следовало сказать наоборот (сначала — вывел из Египта, потом — дал Землю)!..
Отвечая на это, мы ответим ещё на один вопрос, заданный р. Моше бен Нахманом (Рамбаном): почему во втором абзаце молитвы «Шма» сначала сказано «и пропадёте вы с Земли и т.д». (т.е. речь об Изгнании), а потом — «поместите слова эти на сердца ваши, чтобы умножились дни ваши на Земле» (т.е. как будто народ ещё не изгнан)?
Как представляется, следует ответить, что хотя отцы наши «бродили от народа к народу и от царства к племени иному» (цитата из Молитвы Маарив), всё-таки, куда бы они ни приходили, сердца их, глаза их и все мысли их были направлены к Земле, которую дал им Б-г. И так сказали колена фараону: «Пожить в Земле пришли мы», — «пожить», а не расселяться, ибо при первой возможности стремление наше — к наделу нашему (к Святой Земле). И пока они так думали, фараон не мог их поработить. Только когда восстало новое поколение, и закрепилось, и укоренилось в Египте, тут же «восстал царь новый над Египтом» (и началось угнетение). Именно поэтому в «Шма», когда говорится об изгнании, сказано «чтобы умножились дни твои на Земле», т.е. пока ты в изгнании — где бы ты ни оказался, мысли твои должны быть о Святой Земле (и так объясняются слова молитвы «Шма»: «чтобы умножились дни, [когда мысли твои] — о Земле»)…
И поэтому мы говорим в Молитве после трапезы «Благодарим мы Тебя за то, что дал Ты в удел отцам нашим» — т.е. 12 коленам и их детям, пришедим в Египет — «землю желанную, благую и широкую» — куда бы они не попадали (т.е. дал, поместил Святую Землю им в сердца), и (также благодарим Творца) за то, что — в заслугу их — вывел нас из Египта.
И то же — о заповеди Первых Плодов: «Когда придёшь ты в землю, которую Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе в удел», — т.е., чтобы ещё до твоего прихода туда, где бы ты ни был, Святая Земля была твоим уделом (чтобы ты считал её такой), и тогда ты удостоишься — «и овладеешь ею, и поселишься в ней».
Именно это сказано в Мидраше Сифри: «Сделай эту заповедь», — чтобы была Святая Земля твоим уделом (и ты хранил это в сердце, где бы ни находился), и тогда — «из-за этого», в заслугу этого, «ты войдёшь в Землю», овладеешь ею (т.е., заповедь, о который сказано в Сифри, это — не принесение первых плодов (их надо было приносить только после входа в Землю), а само неизменное отношение к Святой Земле как к вечному Дару Б-га еврейскому народу: благодаря такому отношению ты войдёшь в Землю).
Сын и ученик р. Моше Софера, р. Авраам-Шмуэль-Биньямин предваряет ответ на тот же вопрос (как понимать фразу из Мидраша Сифри) добавочными вопросами: В продолжении текста сказано: «И придёшь ты к священнику, который будет в дни те», и, как понимает Мидраш эту фразу, «нету у тебя никакого священника, кроме того, который будет в дни твои» (т.е. нельзя говорить, что в предыдущих поколениях были праведные священники, а к нынешним и ходить нечего).
Какой смысл в этом комментарии тут: понятно — в гл. «Шофтим», где речь о судьях и тоже сказано «придёшь к судье, который будет в дни те», это необходимо для поддержания авторитета судей каждого поколения, но зачем это написано здесь?
Кроме того, обращаясь к священнику, принесший плоды говорит: «Рассказал я сегодня Б-гу Вс-сильному твоему». Почему сказано «твоему», а не «нашему», почему Имя Б-га связывается с коhеном, а не с дарителем плодов? Также сказано: «Рассказал я», получается, что ещё до прихода к священнику даритель плодов что-то «рассказал Б-гу»…
И видится мне, что перед тем, как сделали золотого тельца, имели достаточно собственных заслуг, чтобы войти в Землю, а также обошлись бы и без войны. Однако после золотого тельца вошли в Землю в заслугу отцов — во исполнение клятвы, данной Аврааму, и, кроме того, пришлось воевать. Только колено Леви, не участвовавшее в грехе тельца, было достойно войти в Землю за собственные заслуги.
И так объясняется начало главы: «Когда придёшь ты в землю… и овладеешь ею» — т.е. Земля не будет готова для тебя, а придётся воевать, «и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли и т.д. И придёшь ты к священнику… и скажешь ему: Рассказал я сегодня Б-гу, Вс-сильному твоему, что я вошёл в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам», — тут даритель кается перед священником, что вошёл в Землю только благодаря «клятве Б-га праотцам», а сам не был достоин (из-за греха тельца); священник же, коhен (из колена Леви) вошёл благодаря собственным заслугам. Поэтому, обращаясь к священнику, даритель говорит: «Рассказал я сегодня Б-гу, Вс-сильному твоему», — т.е. связывает Б-га (верность Ему) именно со священником. Тут можно было бы подумать, что сказанное касается только времён, когда священники праведны, если же они потеряют свой высокий духовный уровень, и даритель окажется даже праведнее коhена (как, например, бывало при Втором Храме), таких слов священнику уже не следует говорить. И чтобы так не подумали, Тора специально подчёркивает: «И придёшь ты к священнику, который будет в дни те»: «нету у тебя никакого Коhена, кроме того, который будет в твои дни» (каждое поколение достойно своих священников).
Обратим внимание (и об этом писал ещё Рамбан), что праотцам Творец ни разу не обещал «Землю, текущую молоком и мёдом» (зават халав у-дваш זבת חלב ודבש): это известное выражение впервые появляется в обращении к поколению Исхода. Почему это так?
Чтобы всё это разъяснить, скажем, что сначала нужно исследовать проблему Седьмого Года (Шмиты — когда запрещено обрабатывать землю и собирать урожай на Святой Земле): почему (как указано в Талмуде и Мидрашах) именно из-за «греха Седьмого года» наши предки были изгнаны со Святой Земли?
Толковать это следует, опираясь на известное мнение Маймонида (Рамбама), считавшего, что все обетования и благословения, приведённые в Свитке Торы (см. главу «Бехукотай», где говорится о спокойной жизни, урожайных годах, приплоде и т.д.) — это не награда за заповеди, а только «создание условий для Служения Б-гу»: ибо если у человека нет спокойного места, он постоянно переезжает, нет также достойного пропитания, то он не сможет служить Творцу и изучать Тору, как положено. Из-за этого пообещал Творец, что даст Землю, где евреи будут спокойно жить, и если будут «следовать Его Законам», то прибавит им благословений, чтобы вообще ничто не мешало их Служению Б-гу. А единственное время, когда на Святой Земле ничто не отвлекало от Служения Б-гу, т.е. от того, ради чего туда пришли, было в Седьмой Год (когда запрещались полевые работы).
Народ же стал нарушать запреты Седьмого Года, отвлекаясь от Служения и изучения Торы и упраздняя, тем самым, саму цель пребывания на Святой Земле, за что и был отправлен в Изгнание.
Согласно этому становится ясным, почему праотцам Творец не обещал «Землю, текущую молоком и мёдом». Ведь, например, Аврааму для Служения Б-гу не требовалось особенно приятных условий жизни, великому праведнику хватало малого. Поколение же Исхода, уже не находившееся на столь высокой ступени, получило обещание «о молоке и мёде» (чтобы сделать Служение на Святой Земле приятным и сладким).
И написал Рамбам (в книге «Морэ Невухим»), что заповедь первых плодов установлена, чтобы приучить человека справляться со страстями, ибо обрабатывающий землю мечтал насладиться плодами великих трудов своих, а Творец приказал обуздать порыв вкусить первых плодов земли и принести их священнику, что подобно приношению, даваемому мудрецу Торы, т.е. приказал сделать с помощью первых плодов заповедь.
Это ясно доказывает, что мы пришли в Святую Землю не для того, чтобы вкушать от плодов её и наслаждаться ею, а чтобы исполнять заповеди, связанные с землёй, и служить Творцу: именно в знак этого человек обуздывает свои желания, не наслаждается первыми плодами трудов своих, а несёт их через всю Землю в Храм, чтобы отдать священнику и, тем самым,показать, что пришёл в Землю с правильными намерениями — не для удовольствия и удобств, а во исполнение Миссии Служения.
И так объясняются слова главы: «И придёшь ты к священнику… и скажешь ему: “Рассказал я сегодня (т.е. тем самым, что принёс плоды, уже рассказал) Б-гу, Вс-сильному твоему, что вошёл я в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам”, — т.е. что пришёл в Землю из-за клятвы, данной праотцам, той клятвы, где не упоминается “земля, текущая молоком и мёдом”, пришёл только во имя Служения, и таковы слова Мидраша Сифри: “Сделай заповедь эту, ибо из-за неё войдёшь в Землю”, — из-за того, чтобы исполнять эту заповедь, ради этой заповеди ты войдёшь, — таким должно быть твоё намерение при входе в Землю».
Сравнивая разъяснения трёх поколений великих мудрецов, определяем три уровня, три подхода к комментированию отрывка Мидраша Сифри…
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.