Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Пятикнижие, Ницавим, Заповеди, Ответственность, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Связь с Творцом, Комментарий
1) Комментарий на Дварим 29:13—14
13 И не с вами одними я заключаю этот Завет и эту клятву, 14 но с тем, кто стоит сегодня здесь с нами стоит сегодня перед Б-гом, нашим Б-гом, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня.
И НЕ С ВАМИ ОДНИМИ. Точно так же, как не поставлен предел количеству людей, включенных в заветную клятву, нет предела и ее действенности. Завет включает всех членов народа Израиля во все времена. Таким образом, текст недвусмысленно отвергает представление о том, что обязательство перед Законом является лишь временным или что всякий волен от него уклониться…
2) Комментарий на Дварим 29:28
28 Сокрытое — Б-гу, нашему Б-гу, но то, что было раскрыто — нам и нашим сынам навечно, чтобы исполнять все слова этого Учения.
…в Талмуде (Санхедрин 43б) слова «сокрытое» и «то, что было раскрыто» толкуются как относящиеся к ответственности за соблюдение Закона, который, согласно введенной этим заветом Закона солидарности (см. Дварим 27:1,9), распространяется в одинаковой степени и на весь народ, и на каждого его представителя. Эта личная и коллективная ответственность еще раз выражена словами «нам и нашим сынам навечно, чтобы исполнять…». Ибо эти утверждения делают каждого человека ответственным не только за персональное соблюдение Закона им лично, но и за соблюдение Закона всем народом. В данном отрывке долг солидарности — ערבו (взаимной ответственности) — установление,что כל ישראל ערבין זה בזה (все евреи отвечают друг за друга), ограничивается «тем, что было раскрыто», общественными действиями или упущениями, ответственность за которые лежит на всех тех, кто мог бы употребить свое влияние для предотвращения нарушений Закона или несоблюдения Закона, но не сделал этого, то есть на «тех, чей протест мог быть услышан, но они не сделали этого»…
3) Комментарий на Дварим 30:1—2
1 И будет, когда сбудутся на тебе все эти слова, благословение и проклятье, которы изложил я тебе, то ты примешь это к своему сердцу среди всех народов, к которым забросил тебя Б-г, твой Б-г, 2 и пройдешь обратно весь путь к Б-гу, своему Б-гу, и исполнять будешь Его волю во всем, что я заповедую тебе сегодня; ты и твои сыны, всем своим сердцем и всей своей душой.
… Лишь после того, как в отношении вас сбудутся все благословения и проклятия предсказанные в этой книге Закона за тысячи лет вперед, лишь тогда вы «внесете обратно» в свой разум для размышлений все то, что пережили за эти тысячи лет. В результате, вы возвратитесь к вашему Б-гу и Его Закону всем сердцем и душой и вы склоните и своих детей к той же преданности Б-гу и Его Закону. Ибо ваш опыт за эти тысячи лет, в конце концов, убедит вас на все времена в том, что Б-г — это ваш Б-г и что данный вам Закон действительно Б-жественного происхождения…
4) Комментарий на Дварим 30:10
10 если будешь исполнять волю Б-га, своего Б-га, и соблюдать Его заповеди и Его установления, которые записаны в книге этого учения, если обратишься к Б-гу, своему Б-гу, всем своим сердцем и всей своей душой.
… Лишь в том случае, если мы ясно поймем и оценим эту истину и без остатка и с радостью посвятим себя этой миссии, мы сможем в любое время определить, что правильно и хорошо в глазах Б-га, и сможем увидеть в любом историческом периоде указанную Самим Б-гом дорогу к нашему спасению…
5) Комментарий на Дварим 30:14
14 Но очень близко к тебе это слово: в твоих устах оно и в твоем сердце, чтобы исполнять его.
«Учить» Книгу Б-жественного Закона в свете Устной Традиции сердцем и умом; понять наш долг и исполнить его — это единственный путь к пониманию Б-жественного Закона, близкого нам во все времена, где бы мы ни были, чтобы с его помощью мы смогли осознать свою вечную миссию на земле…
6) Дварим 30:15—16
15 Смотри, я предложил тебе сегодня жизнь и добро, и также смерть и зло;
16 ибо я заповедую тебе сегодня любить Б-га, своего Б-га, идти Его путями и соблюдать Его заповеди, Его установления и Его социальные законы. Чтобы ты мог жить и размножаться, и Б-г, твой Б-г, благословил тебя в земле, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?