Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Недельная глава, Душа, Аазину, Исраэль Зельман
Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) в книге «Дварим ахадим» (это не самая известная, но очень содержательная книга великого сефардского законодателя и каббалиста: 32 специальных больших комментария для важнейших Суббот года) показывает интересный пример использования галахического спора по имущественному вопросу в исследовании основ взаимоотношений Б-га и человека.
Толкование автора приурочено к отрывку недельной главы, где нашему народу выдвигаются обвинения:
Твердыню, тебя породившую, ты запамятовал, и забыл ты Б-га, тебя выведшего («выведшего из утробы» — Раши). И увидел Б-г, и обвинил [народ] от гнева на сыновей Своих и дочерей Своих. И сказал: Сокрою лицо Моё от них, увижу, что будет с ними в конце.
Сначала Хида цитирует ещё одну замечательную книгу — «Эш Дат» другого выдающегося сефардского мудреца — р. Хаима Альфандри, где и обнаруживается вышеупомянутая оригинальная идея. Там р. Хаим приводит галахическую дискуссию из книги «Бейт Йосеф» (написанной составителем «Шулхан Оруха» р. Йосефом Каро). В 176-ой гл. Свода Законов «Хошен Мишпат» спрашивается: если один из компаньонов-евреев нарушил изначальные условия партнёрства, вправе ли второй компаньон в одностороннем порядке разорвать партнёрство, или же следует дать возможность нарушителю исправить свою ошибку (например, оплатить убыток) и пока сохранить общее дело? Мнения великих законодателей разделились: Раби Моше бен Маймон (Рамбам) устанавливает (согласно трактовке р. Йосефа Каро), что партнёру-нарушителю следует дать шанс исправиться, и сразу разрывать партнёрство нельзя; р. Мордехи Ашкенази (законоучитель, живший в Германии 7 веков назад) полагал, что пострадавший компаньон имеет полное право сразу выйти из бизнеса.
Эту дискуссию (принципиально-важную, чисто-практическую) р. Хаим применяет к известнейшему отрывку Талмуда (Нида, 31): «Три компаньона есть в [рождении] человека — Вс-вышний, отец и мать». Творец вкладывает в «новый бизнес» душу, родители «дают тело». И поскольку в начале того же отрывка в Талмуде изложены условия партнёрства (классический отрывок «заклинают его — будь праведником»), получается, что если родившийся не является праведником (т.е. родители недоглядели, недовоспитали и, тем самым, нарушили условия контракта с Б-гом), то тогда по мнению Рамбама Вс-вышний ещё даст шанс исправиться, а по мнению р. Мордехи Ашкенази может немедленно выйти из партнёрства — забрать душу.
Эта яркая идея, как пишет Хида в книге «Дварим ахадим», позволяет разъяснить вышеприведённый отрывок недельной главы: «Почему мысль о забвении Творца евреями повторяется дважды»?, — (см. начало цитаты из Торы). Раши утверждает, что Творец «вывел» человека в этом контексте именно «из утробы»: почему тут говорится о рождении? Что означает продолжение «и сказал и т.д»?
Представляется, что даже исходя из мнения Рамбама (говорящего, что, несмотря на нарушение условий, партнёрство сохраняется), если один из партнёров изначально обговорил, что в случае нарушения контракта он будет иметь право выйти из дела сразу же, такое изначальное условие правомочно, и нарушение второй стороны разрушит партнёрство. А тут ведь (как написано в упомянутом отрывке Талмуда) человека сразу предупреждают, наделяя его душой: «Душа, которую [Он] дал тебе, чиста; если ты сохранишь её в чистоте — хорошо, если нет, Он заберёт её у тебя» (трактат Нида, лист 30). Поэтому в данном случае нарушение второй стороны аннулирует партнёрство по всем мнениям.
И в нашей же главе написано, что народ «оставил Б-га», «гневил Его чуждыми [божествами]»: нет более очевидного нарушения договора. Поэтому сказано: «Твердыню, тебя породившую, ты запамятовал», т.е., нарушил условия контракта, заключённого тремя партнёрами при рождении. И теперь, даже если ты скажешь, что закон устанавливается в соответствие с мнением Рамбама, и «пострадавшая сторона» должна иметь шанс исправиться, Тора уточняет: «Забыл ты Б-га, выведшего тебя», и, по толкованию Раши, речь идёт именно о моменте выхода из утробы, когда и счастливый обладатель души, и его родители предупрежаются, что «несохранение души в чистоте» сразу ведёт к расторжению договора. Т.е., в этом случае даже Рамбам согласится, что невыполнение условий немедленно разрушает контракт, и Творец забирает душу. (Заметим по ходу, что этот комментарий нужно верно понять в свете известного отрывка из последней главы трактата Санhедрин (лист 91): «Сказал Антонинус (римский сановник) р. Йеуде hа-Наси: Душа — с какого момента даётся человеку: с момента упоминания (зачатия) или с момента создания (через 40 дней после зачатия)?» Сказал ему: «С момента создания!» Сказал ему: «Возможно куску мяса простоять три дня без соли и не сгнить? Однако же — с момента упоминания!» Сказал р. Йеуда hа-Наси: «Вещи этой научил меня Антонинус, и стих поддерживает его (Иов, 10): “И упоминание Твоё сохранило дух мой”. Из этого отрывка ясно, что “совместное дело” начинается в момент зачатия, а не “на выходе из утробы”. Хида однако имеет в виду, что до рождения ребёнка, т.е. пока в мире действительно не появится человек, ради существования которого объединились “партнёры”, договор невозможно считать вступившим в силу. Именно так и написано там в Талмуде (Нида, 30): “заклятие” (т.е. оглашение условий договора) происходит в день родов, т.е. через 9 месяцев после дарования души плоду: “Не выходит оттуда пока не заклянут его”, как сказано (Йешая, 45): “Перед Тобой поклонится всякое колено”, — это день смерти»… «перед Тобой поклянётся всякий язык», — это день родов…).
И именно после этого стиха, т.е., доказав Своё законное право уничтожить грешника, Творец передаёт через Моше: «И сказал: Сокрою лицо Моё от них, увижу, что будет с ними в конце». Как известно, выражение «и сказал» (ва-йомер ויאמר), в отличие от «и говорил (ва-йдабер וידבר)», указывает на мягкое, приветливое обращение (см. Мехилта, Шмот, 19, 3). Речь Творца смягчается: «Сокрою лицо Моё от них», т.е. сокрою Лицо Гневное, «увижу, что будет с ними в конце» — подожду Раскаяния, ради которого, несмотря на право расторжения, сохраню «партнёрство».
В русле сказанного можно объяснить стих из 12-ой гл. книги Иова, постоянно произносимый в молитвах 10 дней Раскаяния: «Ибо в Руке Его — душа всякого живого и дух всякой плоти человека». Становится ясным, почему после упоминания души «всякого живого (коль хай כל חי)» ещё отдельно говорится, что также «в Руке Его» и «дух плоти человека (бсар иш בשר איש)»: в соответствие с приведённым толкованием книг «Эш Дат» и «Дварим ахадим», получается, что тут Книга Иова оговаривает вышеупомянутый аспект взаимоотношений Б-га и человека.
У Творца есть дополнительная, отдельная причина прекратить жизнь человека — невыполнение условий хранения Б-жественной Души. Из-за этого каждый из нас так и называется — в дословном переводе из Иова — «всякий плоть-человек», т.е. по Закону почти каждый «человек» (не великий праведник) давно должен бы стать просто «плотью», и этот отъём души за неправильное обращение с ней — законно находится «в Руке Его». Единственное, что откладывает смерть, — Ожидание Раскаяния. Из-за этого данный отрывок из Иова постоянно читается в дни перед Рош hа-Шана и Йом Кипуром
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»