Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Комплименты, Общение супругов, Еврейский дом, Критика, Симха Коэн
И еще в одном аспекте семейной жизни комплимент может помочь многим. Речь идет о естественном желании каждого из партнеров по браку, чтобы супруг думал и вел себя так же, как он, и чтобы не нужно было спорить по поводу каждой мелочи.
Как-то раз жена одного из моих учеников позвонила мне и спросила, почему ей не удается убедить мужа ни в чем.
Я спросил ее, считает ли ее муж, что она ценит его.
Она ответила: «Он знает, что я его не ценю».
«А смогли бы вы дать себя убедить человеку, который вас не ценит?» — спросил я.
— «Конечно, нет».
— «Если так, то вот и ответ на ваш вопрос. Если вы не привыкли хвалить мужа и говорить ему комплименты, то он чувствует, что вы его не цените, и поэтому вы не сможете убедить его ни в чем и заставить его изменить свои привычки, какие бы усилия вы для этого не предпринимали».
А если бы супруги давали друг другу ощущение, что их ценят, они смогли бы многое изменить в поведении партнера по браку.
Есть еще одна вещь, создающая эмоциональное напряжение между супругами. Когда у одного из супругов есть черты или привычки, которые второй супруг хотел бы поменять, то он начинает делать ему замечания, а не комплименты. «Критик» исходит из того, что из-за этих замечаний супруг изменится. Но если он проанализирует даже свою собственную жизнь, то неизбежно придет к выводу, что шанс изменить другого человека с помощью критики — ничтожен.
Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его; так как ожидаемого изменения не происходит, вероятность изменения уменьшается еще больше и т.д. Самое разумное: сосредоточиться на комплиментах относительно положительных черт, которые есть в супруге. В результате этого получающий комплименты сделается более открытым и скорее захочет слушать ваше мнение, и шанс изменить его увеличится несравненно.
Комплимент помогает услышать критику и попытаться измениться в ее свете. В книге Притч (9:8) сказано: «Не увещевай насмешника, а то он возненавидит тебя; увещевай мудреца, и он полюбит тебя». Царь Шломо говорит то, что мы видим в повседневной жизни: нет смысла критиковать человека, который не готов выслушать и научиться чему-то; он только возненавидит вас. Если ты хочешь помочь кому-то продвинуться вперед, критикуя его, ищи мудреца. Мудрец — это человек, который хочет учиться и продвигаться, поэтому он с любовью выслушает конструктивную критику.
Рав Йешаяу Горовиц объясняет слова царя Шломо несколько по-другому. Не говори человеку: «Ты — насмешник!», он возненавидит тебя и не будет слушать. Если ты хочешь увещевать его и вернуть его на прямой путь, говори ему: «Ты — умный!» Под воздействием твоей похвалы, он будет готов слушать тебя, и ты сможешь оказать на него положительное влияние.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»