Из цикла «Пути мира и добра», темы: Мудрецы, Мудрость, Уважение, Почитание родителей, Изучение Торы, Ицхак Сильвер
1. Написано в Торе («Дварим», 6:13): «Эт Ашем Элокеха тира — Бойся Всевышнего, своего Бога». В этом стихе используется вспомогательная частица «эт», и наши мудрецы, как и в других подобных случаях, объясняют, что скрывает в себе это дополнение. «Эт» указывает на тех, кто овладевает Божественной мудростью, то есть мудрецов Торы. Отсюда выводится закон Торы (деорайта), обязывающий каждого еврея уважительно относиться к мудрецам и вести себя рядом с ними с особой осторожностью.
Рабейну Йона из Геронди объясняет, что эта заповедь показывает, как важно обучать других мудрости и богобоязненности. Когда людям указывают на правильный путь и помогают советом, освящается Имя Всевышнего. Поэтому наши мудрецы — наши учителя и праведники — достойны особого уважения.
2. Эта заповедь включает в себя 4 аспекта:
А) Уважать мудреца;
Б) Вставать при встрече с мудрецом;
В) Запрет ненавидеть мудреца и относиться к нему с пренебрежением;
Г) Заповедь находиться рядом с мудрецами и помогать им.
Эти заповеди не ограничены временем или местом. Они распространяются и на женщин. Детей также нужно приучать уважать мудрецов, рассказывая им (и показывая на личном примере), насколько важна эта заповедь.
3. Когда идет речь об уважении к мудрецам, имеется в виду не только известные всем лидеры общины. Ниже приводятся семь уровней (по степени важности), каждый из которых имеет прямое отношение к этой заповеди.
а) Учитель, от которого вы получили большую часть своих знаний и мудрости Торы (в дальнейшем будем называть его «главным учителем»);
б) Один из ваших учителей;
в) Мудрец Торы (не обязательно ваш учитель);
г) Тот, с которым вы учитесь вместе (хеврута), или друг;
д) Ваш ученик;
е) Мудрец, который по какой-то причине забыл приобретенные ранее знания в Торе (его тоже следует уважать);
ж) Мудрый и знающий человек, который перестал следовать законам Торы. (На людях нельзя обращаться к нему пренебрежительно и, тем более, оскорблять.)
4. Талмуд говорит, что главный учитель — тот, от которого человек получил большую часть духовных знаний или ключи к их постижению. Он достоин большего уважения, чем отец, ведь отец приводит человека в этот мир, в то время как Учитель приводит его к исправлению и открывает ему врата в будущий мир.
5. Известный мудрец и праведник, который славится своими познаниями в Торе и превосходит в этом других, тоже достоин особого уважения, и он приравнивается к главному учителю.
6. На обочине лежали три вещи: одну потерял учитель, другую отец, третью он сам. Если у него нет времени взять сразу все вещи, чтобы вернуть хозяевам, а только одну (например, если человек в дороге и от него зависит судьба всех участников экспедиции), то нужно взять только то, что принадлежит ему самому. Если есть только две вещи: одна принадлежит отцу, а другая — главному учителю, то, в первую очередь, нужно вернуть ту, что принадлежит учителю.
То же касается ситуации, когда главный учитель и отец находятся в плену, и по какой-то причине он не может освободить (выкупить) их обоих сразу. В данном случае, в первую очередь, нужно освободить своего учителя. Закон о первенстве применяется и к законам о помощи ближнему, например, при погрузке или разгрузке, когда один человек не может с легкостью справиться с задачей.
Однако если отец тоже владеет мудростью Торы, то предпочтение отдается ему.
7. Если отец оплачивает обучение сына, учитель, который берет деньги за обучение, становится на второе место, и, соответственно, помочь в первую очередь нужно будет не ему, а отцу.
Если же и без этих денег учитель продолжал бы свои уроки, он остается на первом месте.
8. Тот, кто отрицает слова учителя, оспаривает их с целью унизить его или просто ругается с ним, приравнивается к восставшему против Шехины (Божественного Присутствия). Тот, кто плохо думает о своем учителе или другом мудреце Торы, как будто плохо думает о самом Всевышнем. Если кто-то пренебрежительно относится к мудрецам Торы — Шехина покидает народ Израиля.
9. Запрещается отвечать людям на сложные вопросы по алахе или преподавать без согласия своего учителя, даже если ученик находится в другой стране, а, тем более, запрещено это делать в присутствии учителя. Если же ученик оказался в месте, где люди нарушают запреты (по незнанию), разрешается обучать их элементарным вещам, чтобы предотвратить нарушения.
Ученик может вступить в алахический спор с учителем, если у него есть веские доказательства собственной правоты.
10. Запрещено называть своего раввина-учителя по имени даже после его смерти. Если рядом находится человек с таким же именем, как у учителя, нельзя звать того по имени. Он может попросить другого позвать его или позвать его, не называя имени, но так, чтобы не оскорбить его. Если же речь идет о редком и необычном имени, даже вне присутствия учителя нельзя звать того человека по имени.
11. В отсутствии учителя разрешается говорить «мой учитель, раби […]» (и назвать имя учителя), но в его присутствии — только «раби», то есть «мой учитель», не упоминая имя.
12. Если учителем человека является его отец, разрешается звать его «ави» (мой отец).
13. В момент, когда человек здоровается со своим учителем или трапезничает с ним, в его душе должен быть трепет и чувство глубокого уважения.
14. Не может ученик сесть в присутствии своего учителя, не получив на это разрешения. Того же правила придерживаются при вставании.
15. Уходя от учителя, нельзя поворачиваться к нему спиной. Перед тем как выехать из города, нужно попросить разрешения (и благословения) у своего учителя.
16. Нельзя снимать тфилин, находясь перед учителем.
17. Нельзя заходить в микву[1] или в баню вместе со своим учителем, если он не нуждается в помощи.
18. Нельзя во время молитвы становиться за спиной учителя или впереди него. В пределах 4-х амот (2-х метров) нельзя также молиться справа или слева от него.
19. Запрещено садиться на место, предназначенное учителю (например, его стул, или место, с которого он обычно ведет урок).
20. Нельзя опровергать его доводы или говорить обратное, если это выходит за рамки процесса обучения.
21. При входе в помещение первому дают войти учителю или старшему по возрасту.
22. Когда идут с учителем или другим знатоком Торы, то следуют не вровень с ним, но немного сзади, слева. Если учеников двое, то старший ученик должен идти справа, а младший — слева.
23. Тот, кто увидел, что его учитель нарушает запрет, должен очень вежливо и осторожно предупредить его и указать на ошибку, сославшись, например, на его же слова.
24. Если он не знает, является ли это действие нарушением, но ему кажется, что дело касается запрета Торы, нужно обратиться к нему до того, как учитель совершит этот поступок. Но если ему кажется, что речь идет о запрете мудрецов, лучше обратиться к нему потом.
25. Ученик должен во всем помогать своему учителю. Это касается и обязанностей, которые обычно выполняет слуга. Запрещено лишать ученика этой возможности, ведь через эти вещи он может получить особую чувствительность к духовному и более глубокое понимание Торы.
26. Многое из того, что перечислено выше, сказано только относительно главного учителя, от которого ученик получил большую часть познаний в письменной и устной Торе. При этом не обязательно, чтобы он получил от него навыки глубокого и детального анализа (пильпуля). Главное — если он получил от учителя умение правильно разобрать материал, не отклоняясь от закона и традиции.
27. Учитель может отказаться от всевозможных почестей и предложений о помощи, но при этом заповедь уважать мудрецов не аннулируется, — ведь даже если человек не делает ничего и не оказывает никакой услуги, у него остается уважение и трепет по отношению к учителю, а также желание в любой момент исполнить его волю.
28. Даже если ученик превзошел своего учителя и по знаниям, и по способностям анализа, (например, если речь идет об учителе начальных классов) он обязан уважать его на протяжении всей жизни.
29. Один из важных обычаев — навещать своего учителя в праздники. Если ученик живет в соседнем городе, следует приходить к учителю раз в неделю или хотя бы раз в месяц. Если они находятся в одном городе, следует навещать его каждый день.
Встреча и приветствие
30. Написано в Торе («Ваикра», 19-32): «Перед сединой вставай и почитай старца…». Из этого стиха выводится повелительная заповедь вставать при встрече с мудрецом Торы. Эта заповедь также обязывает вставать при виде пожилого человека (старше 70 лет), даже если он не владеет Торой.
31. Этого правила должны придерживаться и девушки, когда в класс входит их учительница.
32. Встать перед мудрецом или старцем нужно только в тот момент, когда тот приближается к вам на расстояние 4-х ама (2-х метров), — ведь именно тогда видно, что вы делаете это в знак уважения к нему. Снова сесть можно, когда он пройдет мимо.
33. Если речь идет о знаменитом мудреце или главном учителе, встать необходимо сразу, как только тот вошел в помещение или появился перед вашими глазами (даже вдалеке). Сесть разрешается после того, как он занял свое место или удалился.
34. Встать следует, даже если мудрец или старец проезжает на больничной коляске.
35. Запрещено закрывать глаза или отворачиваться, зная, что приближается раввин или старец, с целью освободиться от обязанности вставать.
36. Вставать необходимо только при встрече и расставаясь в этот день с учителем. Нет обязанности вставать каждый раз, когда проходит учитель, если рядом с вами нет других людей, не видевших, как вы встали при первой встрече с учителем.
37. Если учитель и ученик находятся в разных помещениях и видят друг друга только через окно или через отражение в зеркале, а также, если речь идет о площадках разной высоты, нет обязанности вставать.
38. Нет обязанности вставать, если учитель и ученик случайно встретились в уборной, бане или микве.
39. Есть мнение, что 9-го ава[2] нет обязанности вставать перед учителем, но уже давно существует традиция вставать из уважения даже в траурные дни.
40. Есть мнение, что тот, кто держит свиток Торы, тоже не обязан вставать перед своим учителем или другим мудрецом Торы.
41. Рабочие и ремесленники, занятые своим делом, не обязаны вставать, если это приведет к потерям или материальному ущербу. Если они работают на себя, то по желанию могут устрожить и встать из уважения к мудрецу Торы, однако наемным работникам запрещено устрожать, если это нанесет ущерб другим.
42. Тот, кто занимается изучением Торы, обязан встать при виде своего учителя или другого мудреца Торы.
43. Мудрецу или учителю лучше пройти такой дорогой, чтобы отрывать как можно меньше людей от своих занятий и учебы из-за того, что им придется вставать.
44. Если в магазин вошли двое, и один из них — известный вам мудрец Торы или ваш учитель, нужно пропустить его, чтобы он был обслужен в первую очередь.
45. Запрещено относиться к мудрецам с пренебрежением и, тем более, оскорблять их. Талмуд утверждает, что человек, нарушающий этот запрет, не может излечиться от своих болезней и теряет свою долю в будущем мире.
На самом деле в данном случае речь идет о нарушении сразу нескольких заповедей:
1. Он не испытывает никакого трепета перед мудрецом и не уважает его (см. «Дварим», 6:13);
2. Он не исполняет заповедь «ве-адарта пней закен» («перед сединой вставай и почитай старца» («Ваикра», 19:32));
3. О нем так же сказано: «Двар ашем биза» («Пренебрег сказанным Богом» («Бемидбар», 15:31)).
В Талмуде говорится, что Иерусалим был отдан в руки врага и разрушен только после того, как начали пренебрегать мудрецами Торы, всячески позорить и унижать их.
46. Когда оскорбляют мудреца или учителя, нельзя молчать, необходимо выразить свое несогласие и порицание.
Ночь Симхат Тора. Весь город участвует в танцах и акафот (хороводах со свитком Торы). Когда уже было поздно, и люди начали расходиться по домам, рав Йеошуа Лейб Дискин подозвал к себе ответственного за службу в синагоге и что-то шепнул ему на ухо. Тот выслушал раввина, поднял голову и громко объявил: «Начинаем акафот сначала». Все, как будто ни в чем не бывало, заняли прежние позиции и кантор запел. Когда закончились повторные акафот, все присутствующие еле передвигали ноги, но никто не задавал вопросов. Люди, наконец-то, разошлись по домам для трапезы. Сын раввина, оставшись наедине с отцом, спросил его:
— Отец, какая ошибка была допущена в первых акафот?
Рав Йеошуа Лейб ответил коротко:
— Один из мудрецов Торы не получил принадлежащую ему по праву акафу[3].
47. Изначально запрещается обращаться к учителю и мудрецу Торы с просьбой выполнить ту или иную работу. Однако ему самому разрешается заниматься ремеслом или прислуживать кому-то, если это связано с заработком, и в этом есть необходимость.
48. Заповедь помочь ближнему касается всех, даже самых великих мудрецов, и если рядом не оказалось никого другого, кто мог бы помочь попавшему в беду, учитель или мудрец должен прийти на помощь.
49. Повелительная заповедь прилепиться к мудрецам и их ученикам выводится из стиха («Дварим», 10:20): «Прилепись к Нему… ». Изучение Торы без приближения к мудрецам и настоящим учителям практически невозможно. Истинная мудрость и чистота приобретается тогда, когда мы находимся рядом с праведными людьми, несущими в себе частицу совершенства. Именно поэтому Тора заповедует «прилепиться» и быть рядом с настоящими праведниками и мудрецами Торы. Это желание «прилепиться» может выражаться по-разному, например, в учебе, помощи учителю, можно открыть общий бизнес, породниться с ним и т.д.. Находясь рядом с мудрыми, человек получает особое благословение Свыше, что помогает ему преуспевать в делах и в учебе. Именно поэтому говорили мудрецы: «Тот, кто помогает учителю, приобретает больше, чем тот, кто просто учит у него Тору».
50. Если у человека был выбор: пойти в дом учения, в котором собрались мудрецы, или в место, где люди развлекаются и занимаются пустыми делами, то выбирая второе, он нарушает заповедь Торы, повелевающую сближаться с мудрецами.
51. Если учитель или мудрец Торы разжигает споры, сеет раздор в общине или сплетничает, — нет обязанности вставать перед ним.
[1] Бассейн для ритуальных окунаний.
[2] День разрушения обоих Храмов, в этот день принято вести себя так, как будто только что потеряли своих близких — в полном трауре. Одним из элементов траура является отказ приветствовать других людей.
[3] Во время акафы избранным людям оказывают честь нести свиток Торы — это называется «получить акафу».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего