Из цикла «Пути мира и добра», темы: Грешник, Ассимиляция, Ицхак Сильвер, Любовь к ближнему
1. В иудаизме понятия религия и национальность очень связаны. Родившись евреем, человек навсегда остается частью своего народа. Даже если он полностью оставил традиции предков или обратился к другим религиям, у него остаются те же обязанности, и его поступки влияют на судьбу всего еврейского народа. Мудрецы сравнивают это с пассажирами на корабле. Если кто-то из них сделает отверстие в днище судна (даже в своей каюте), это навредит всем остальным.
Хотя нееврею (человеку любой национальности) разрешается принять иудаизм, еврей не может отказаться от своего еврейства. Соответственно, на него распространяются все заповеди и запреты. Поэтому, например, при разводе со своей еврейской женой, как правило, он обязан дать ей разводное письмо (гет)
В 1911 году в России начался шумный судебный процесс — «дело Бейлиса». Еврея Менделя Бейлиса обвинили в убийстве христианского ребенка ради использования его крови для изготовления мацы. Дело Бейлиса взбудоражило мировое еврейство: было очевидно, что на скамье подсудимых вместе с Бейлисом находится весь еврейский народ.
Около двух с половиной лет Бейлис находился под арестом. За это время в суде накопилось множество писем и бумаг антисемитского характера.
В конечном итоге, судьи не смогли привести никаких существенных доказательств в пользу обвинения, но поднялся шум вокруг некоторых высказываний Талмуда. На суде с возмущением приводились цитаты, из которых якобы следовало, что иудаизм действительно апеллирует к насилию. Одним из таких высказываний, задевших судей, были слова мудрецов Талмуда, определявшие, кто может называться человеком. Дословно его можно перевести так: «Евреи называются человеком, а неевреи не называются человеком».
Многие лидеры еврейского мира следили за происходящим в суде. Когда рав Меир Шапира узнал об этой претензии, он сразу же послал письмо, в котором написал сокрушительный ответ на этот «вопрос»: «Все евреи связаны между собой и отвечают друг за друга. Действия одного еврея влияют на всех остальных, поэтому Тора всегда рассматривает их как единое целое и называет весь народ словом “человек”. Если бы сейчас обвинили нееврея в подобном убийстве, никто бы, кроме его родственников, не поднялся с места и не следил за всем происходящим на суде. А за вашим процессом пристально наблюдает все мировое еврейство, и многие пытаются помочь. Поэтому и говорится в Талмуде, что неевреев называют “людьми”, но не “человеком”, то есть не единым народом.»
2. Есть большая разница между человеком, полностью оставившим традицию, и тем, кто по какой-то причине нарушает некоторые заповеди Торы. Например, тот, кто полностью оставил традицию, не может быть шойхетом (забойщиком скота) или продавцом вина (если он прикасается к нему, и оно не закрыто определенным способом).
Тот, кто полностью отстранил себя от заповедей и еврейских традиций, не может быть доверенным лицом и ответственным за те процессы, которые играют важную роль в духовном развитии еврейского народа.
Везде, где в Торе написано «амитеха» (твой близкий) или «ахиха» (твой брат), это означает, что заповедь, о которой говорится в данном отрывке, вы не обязаны выполнять по отношению к человеку, не связанному с традицией. Например, заповедь судить о человеке с хорошей стороны касается именно близких тебе, то есть тех, кто следует еврейской традиции. То же относится и к заповеди возвращать потерю или запрету ссужать деньги под проценты.
Различные законы имеют свои детали и особенности, поэтому невозможно уподоблять их один другому, каждый закон нужно детально изучать, при необходимости консультируясь с компетентным раввином.
3. Когда народ Израиля жил в мире на своей родине и имел полную власть, людей, пытавшихся привести народ к идолопоклонству, можно было казнить (хотя подобное происходило очень редко). То же касалось людей, которые пытались настроить местных правителей против еврейского народа или просто сдавали евреев властям.
Хазон Иш объясняет, что так можно было поступать только в те времена, когда все могли видеть воочию, какие чудеса происходят вокруг, и как Всевышний открывается еврейскому народу. Сегодня же, когда Божественное и духовное скрыто от людей, нужно действовать совершенно по-другому, излучая свет и любовь. Война с такими людьми может привести к еще большей агрессии.
4. Если известно, что один из учеников может плохо повлиять на других, необходимо создать некую ограду или предложить ему другое место учебы, но в тоже время нужно приложить все усилия, чтобы помочь ему восстановиться и улучшить поведение.
5. Человек, который постоянно нарушает законы Торы (грабит, ворует, обманывает других) и не реагирует на просьбы и предупреждения, не считается таким «ближним», которому обязаны помогать цдакой, возвращать ему пропажу и т.п. Однако это не касается случаев, когда человек иногда нарушает заповеди из-за того, что не может устоять перед своими желаниями, например, при виде некошерной еды, но при этом верит в Бога и истинность Торы.
Однажды из дома рава Гедалии Десслера, ученика знаменитого Альтера из Келма, исчез серебряный кубок. Подозрение пало на одного бедного мальчика, который в то время прислуживал в доме. Когда его начали расспрашивать, он расплакался и признался в содеянном. Мальчик сказал, что ему срочно нужно было достать деньги, и он был вынужден взять этот кубок и отнести в ломбард, но собирался вернуть его, как только сможет. Раби Гедалия никому не рассказал о том, что случилось. Мальчика он попросил временно найти подработку в другом месте, но продолжал поддерживать с ним связь и помогать ему материально.
Прошли годы. В России наступили тяжелые времена. Началась революция. Раби Гедалия был арестован за то, что хранил дома печатный станок, а по новым законам за подобное нарушение приговаривали к расстрелу. Жена сразу обратилась к разным высокопоставленным лицам в Петрограде, чтобы попытаться спасти его, но это было нелегко. Скитаясь по коридорам различных учреждений, она случайно встретилась с тем бедным мальчиком, который к тому времени уже занимал важный пост. Она узнала его и рассказала, что случилось с ее мужем. Молодой человек, недолго думая, отправился на поиски рава Гедалии. Ему удалось договориться с начальником тюрьмы, чтобы тот отметил в своих документах, как будто арестованный уже расстрелян. После этого он помог раву вместе со всей семьей бежать за границу.
6. Человека, который зная законы Торы, осознанно (и назло) нарушает заповеди, нет обязанности выкупать из плена. Такому человеку разрешается давать деньги под проценты, но брать у него под проценты запрещено.
Есть мнение, что и давать ему под проценты запрещено. Тора разрешила не выполнять по отношению к нему самому заповеди, в которых сказано амитеха (твой ближний), но его имущество — это другое дело. Ведь оно принадлежит также и его детям, которые, возможно, вернутся на путь Торы. Так что в данном случае лучше устрожить.
Если же речь идет о человеке, который не настроен против иудаизма, а просто не может справиться со своей страстью (например, относительно некошерной еды), давать ему деньги под проценты запрещается. То же касается и тинок ше-нишба (букв.: плененного ребенка — человека, который с рождения не был знаком с заповедями и еврейской традицией).
7. Хазон Иш говорит, что есть евреи, которые выросли в нееврейской обстановке и не были знакомы с еврейской традицией. Однако с точки зрения еврейского закона они остаются евреями, и по отношению к ним необходимо выполнять все вышеуказанные заповеди.
Однако если в какой-то момент им рассказали о законах Торы, попытались объяснить, к какому народу они принадлежат и познакомили с историей еврейского народа, то с этого момента их статус меняется: если они не захотят ничего делать безо всякой на то причины, они уже приравниваются к людям, осознанно нарушающим Тору.
8. Человек, который нарушает постановления общины или заповеди из-за своих страстей, может присоединяться к миньяну (входить в число десяти евреев, необходимое для проведения общественной молитвы и т.п.), кроме молитвы Биркат а-мазон[1]. Тот же, кто нарушает Шабат публично (в присутствии десяти евреев) или поклоняется идолам, не может быть причислен к миньяну. Это касается и евреев, не принимающих законы письменной и устной Торы.
9. Мудрецы предостерегают нас, чтобы мы не общались с нехорошими людьми и не селились с ними рядом, как сказано : «Отдались от плохого соседа и не общайся близко со злодеями» (Авот, 1:7). Это связано с тем, что по природе вещей, окружение влияет на человека, каким бы он ни был праведным и чистым.
[1] Благословение после трапезы. Его может читать и каждый в отдельности, но для более торжественного ее чтения говорят зимун — приглашение. Для зимуна необходимо участие в трапезе как минимум трех человек.
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.