Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Гостеприимство, Мирьям Климовская, Хида, Раби Овадья Бартанура
Рассказывается в книге «Кисе Давид» (которую написал а-Хида): один мудрец Торы, находясь в долгом путешествии, оказался как-то в городе Бартанура, в Италии. Когда он спросил, где можно переночевать, ему посоветовали обратиться к одному состоятельному горожанину, известному своим гостеприимством. Талмид-хахам направился к дому этого богача и, подойдя к входной двери, услышал, как хозяин посылает слугу на рынок — купить там по дешевке овощи, которые не успели распродать вчера. Услышав это, талмид-хахам развернулся, не заходя в дом, и отправился искать себе другое пристанище. Хозяин увидел его в окно и позвал к себе. «Похоже, вы услышали мои распоряжения слуге, — сказал он. — Знайте же, что моя душа жаждет выполнять как заповедь гостеприимства, так и заповедь поддержания изучения Торы. Кроме этого, мой брат рав Овадья (имеется в виду величайший комментатор Мишны рабби Овадья из Бартануры) проживает сейчас в Святой Земле, в Иерусалиме. Чтобы помочь ему прокормиться, я ежемесячно посылаю ему немалую сумму. Если я буду вести образ жизни, принятый у богатых людей, есть и пить соответственно своим доходам, мне не хватит денег, чтобы выполнять все эти заповеди. Поэтому я по возможности экономлю на собственных расходах, чтобы удостоиться выполнить больше заповедей».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего