Темы: Еврейская женщина, Женщина, Мирьям Климовская, Скромность в одежде, Головной убор
Не считаете ли Вы, что заставлять женщину носить головной убор и тем самым портить ее внешность — это пережиток прошлого и мужской шовинизм?
Здравствуйте! Я более 10 лет замужем и всё это время хожу с покрытой головой.
Прежде всего, хочется остановиться на слове «заставлять». Покрывать волосы для замужней женщины — такая же обязанность из Торы, как и любая другая. И «заставить» женщину ходить с покрытой головой сложно точно так же, как «заставить» соблюдать Шабат и кашрут, а мужчину «заставить» каждое утро покрывать голову талитом и накладывать тфиллин.
С волосами в иудаизме связано много аспектов, в том числе и мистических. Остановимся только на двух, которые мы можем понять. Прежде всего, покрывание головы указывает на Б-гобоязненность человека. В этом отношении больше требований к мужчинам, чем к женщинам. Девушка не покрывает волосы до замужества, а нашим мальчикам мы надеваем кипу с того момента, когда она может удержаться на голове. Многие девушки следуют обычаю покрывать голову, когда они зажигают субботние свечи. Можно сказать, что когда женщина начинает строить свой дом, у неё появляется больше обязанностей, прежде всего, духовных, больше ответственность за то, какую атмосферу она создаёт в доме, соответственно должна возрасти её Б-гобоязненность.
Второй аспект, связанный с покрыванием головы — это скромность. Требования скромности к еврейской женщине намного больше, чем к мужчине. Еврейский закон учитывает как различия в природе мужчины и женщины (на мужчину вид нескромно одетой женщины оказывает намного большее влияние, чем на женщину — нескромно одетый мужчина), так и уважение к женщине, к её внутреннему миру. Вопреки тому, что принято в современном обществе, Тора призывает еврейскую женщину относиться к себе бережно и уважительно: беречь себя от посторонних взглядов и нечистых мыслей. Так же, как царскую дочь не выставляют напоказ перед всеми встречными, так и еврейская женщина, осознающая свою царскую сущность — ведь она дочь Царя Царей, — не станет стремиться привлечь к себе внимание каждого встречного и поперечного. Её самооценка не зависит от того, скольких прохожих привлечёт та или иная деталь её внешности, ведь она знает свою настоящую цену. Это то, к чему мы приучаем своих дочерей с детства. Наши девочки ходят с закрытым воротником и плечами, рукавами ниже локтя, в колготках и в юбке ниже колен, а также с аккуратно собранными волосами, — всё это придаёт их облику царственное благородство и помогает держать недостойных людей на расстоянии. А когда царская дочь сама становится царицей — хозяйкой дома, построенного на основах Торы, к её облачению добавляется корона, которую она носит с достоинством и гордостью.
Головной убор сообщает людям о статусе женщины — она запрещена для других мужчин, в отличие от девушки, к которой можно присматриваться с чистыми намерениями — в целях женитьбы для себя или для своего сына, друга и т. д.
Причёска создаёт женщине особую привлекательность, которую она бережёт только для одного мужчины — своего мужа. [А что касается деликатной ситуации, когда женщина и с волосами красотой не блещет, то и здесь Тора приходит к ней на выручку: элегантный и подходящий парик или другой головной убор может во многом исправить или скрыть недостатки её внешности, например, значительно омолодить пожилую женщину].
Один человек, переживший катастрофу, вспоминает о своем пребывании в концлагере Берген-Бельзен, где люди, заключенные целыми семьями, от невыносимого голода и издевательств умирали тысячами, сходили с ума, теряли человеческий облик… Этот человек описывает свою мать, которая даже в этих нечеловеческих условиях, где, казалось бы, действовал один закон, установленный нацистами (да сотрется память о них) — закон грубой силы — даже в таких условиях она сохранила достоинство царской дочери. Любой ценой она соблюдала Шаббат и… покрывала голову, используя для этого любую подходящую тряпку (нормальной одежды не было ни у кого). Только внутреннее побуждение, стремление к духовному совершенству.
Подытожим: еврейская женщина смотрит на повеление покрывать голову как на еще одну важную заповедь, цель которой, как и всех остальных — очистить нас, возвысить и привести к духовному совершенству».
Читайте также: тема Еврейская женщина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский