Из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом», темы: Современность и Тора, Иудаизм, Заповеди, Мировоззрение, Рустем Ибрагимов, Ортодоксальный модернизм
Если мы, например, уберем одну из 613 заповедей, исчезнет ли иудаизм? Нет, он не исчезнет, но начнется процесс его исчезновения, разрушения. И где находится граница, при пересечении которой, иудаизм необратимо разрушиться, неизвестно. Это зависит от того, какие именно заповеди будут убираться и в каких внешних условиях будет находиться иудаизм.
Вышесказанное можно сравнить с ситуацией, когда человек сидит на ветке дерева и в то же время пилит ее. В какой момент она обломится? После первого пропила или сто двадцать первого? Это зависит от множества факторов — вида дерева, толщины ветки, веса сидящего человека и т.п. Или это можно сравнить с автомобилем, у которого постепенно выкручиваются все болты, скрепляющие детали автомобиля. Сколько болтов надо открутить, чтобы автомобиль перестал выполнять свою функцию и разрушился? Все зависит от того, какие именно болты будут откручиваться и по каким дорогам автомобилю приходится ездить.
613 заповедей я бы сравнил с такими, связывающими части автомобиля, болтами. Хотя можно сравнить, например, со ступеньками, ведущими к вершине горы. Чем больше ступеней мы будем убирать, тем меньше возможности вообще добраться до вершины.
Или можно сравнить со стенами дома, при неограниченном сносе которых, дом в какой-то момент, просто рухнет — исчезнет.
Также, я бы сравнил 613 заповедей с гранями бриллианта. Как известно, бриллиант не существует в природе. Ведь бриллиант это искусственно ограненный алмаз, который сам по себе в природе, в естественном виде является довольно таки невзрачным камнем. Только искусственная (сверхъестественная) огранка создает камень, в котором может возникнуть изумительная игра света. Когда человек день за днем соблюдает заповеди, то тем самым, происходит огранка и формирование его человеческого характера.
Получается, что человек должен доказывать, прежде всего, самому себе, свою способность сопротивляться естественным природным силам, и чем чаще, тем лучше. Соблюдение только 10 заповедей совершенно недостаточно, чтобы взойти на вершину. Этого недостаточно даже чтобы просто стоять и не сползать вниз. Их соблюдение позволяет, в какой-то мере, лишь уменьшить скорость спуска вниз.
Это то же самое как подготовка к олимпийским играм. Если спортсмен стремиться взойти на вершину олимпийского пьедестала, то он должен каждый день, по несколько раз, тренироваться. Каждая тренировка есть, в какой-то мере, преодоление своих слабостей в виде естественных, природных желаний и побуждений жить комфортно и без особого напряжения. Следовательно, жизнь спортсмена должна отличаться от жизни всех остальных людей, которые стремятся только к комфортной, удобной, полной удовольствий, жизни.
Продолжение следует
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?