Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Таким образом, все реформы иудаизма, направленные на ослабление умственного и физического напряжения человека следует признать недопустимыми.

Вообще, можно с полным основанием признать, что все, созданное посредством разума, является искусственным, сверхъестественным образованием, для создания и поддержания которого требуется постоянное мыслительное и мышечное усилие и напряжение. Например, когда я пишу данный текст, мне приходится прикладывать мыслительные усилия для создания и поддержания правильной идейно-смысловой конструкции. Но, как только мыслительное напряжение исчезнет, так тут же начинает разрушаться и исчезать сама конструкция. Если прекратить на долгое время мыслить и рассуждать, то все труднее будет восстанавливать эту мыслительную конструкцию. Например, я сейчас не смогу решить даже простую задачу из высшей математики, так как мои «мыслительные мускулы» совершенно отвыкли от такого рода усилия и напряжения.

То же самое можно сказать и о любой материальной конструкции. Например, возьмем дом или автомобиль. Очевидно, что для их создания требовались определенные мыслительные и мышечные усилия. В процессе их эксплуатации требуется также прилагать немалые, можно сказать, каждодневные, мыслительные и физические усилия (в виде соблюдения правил проведения профилактических и ремонтных работ) для того, чтобы они исправно выполняли, возложенные на них функции. В противном случае, они постепенно под воздействие естественных, природных сил будут постепенно разрушаться и, в конце концов, придут в полную негодность.

По сути, каждодневное мыслительное и физическое выполнение заповедей, идущие вразрез естественным, природным силам, есть необходимые «профилактические и ремонтные» усилия для поддержания всей конструкции человеческого общества в исправном состоянии.

Таким образом, все реформы иудаизма, направленные на ослабление умственного и физического напряжения человека следует признать недопустимыми. В этом опасность реформ не вообще, а тех, что приводят к принципиальным изменениям. Это то же самое, как убрать один камень из стены. Стена останется, но если процесс будет продолжаться, то стена рано или поздно разрушиться. Можно лишь менять один камень на другой, одну заповедь на другую и не более того. По большому счету, с течением времени, стена из заповедей должна не уменьшаться, а наоборот увеличиваться, так как возникают новые области деятельности человек, которых раньше не было. Например, область виртуального пространства интернета.

Если менять заповеди, на более легкие, более комфортные, то стена тоже в какой-то момент может разрушиться. Это то же самое, как менять гранитные камни на более легкие и менее крепкие кирпичи. Стена будет стоять только до первого более или менее сильного давления. Когда такое давление может произойти, человек в принципе не может знать. В иудаизме стена должна быть максимально крепкой, то есть настолько крепкой, насколько хватает только человеческих сил. Во многом, именно в этом проявляется отличительная особенность иудаизма, которая выделяет ее среди всех религий, в том числе и авраамических.

Итак, получается, что нельзя принципиально менять что-либо в иудаизме, оправдывая это стремлением к комфорту и удобству, так как это противоречит истинной цели иудаизма — жить согласно Закону, поднимаясь все выше и сопротивляясь естественному стремлению жить сытно, комфортно и с удовольствием. Вот здесь и возникает противоречие между иудаизмом и общечеловеческим «прогрессом», в основании которого, лежит как раз стремление к сытой, комфортной, приятной жизни. Это противоречие принципиальное, как между альпинистом, восходящим в гору, и горнолыжником, катящимся с горы. Поэтому, всякие попытки реформирования иудаизма с целью, чтобы он больше соответствовал окружающему его прогрессу, являются, в той или иной степени, разрушительными для него.

Можно что-либо менять, только если это необходимо для самого существования иудаизма. То есть, можно, например, ослабить напряжение и сопротивление, остановившись или даже, отступив на несколько шагов вниз, чтобы полностью не прервался сам процесс восхождения.

Продолжение следует


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»