Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Хесед, Еврейские качества, Праведник, Эгоизм, Материальные блага
5:13 Существуют четыре типа характера. Если человек говорит: «Мое — мое, а твое — твое!» — это средний характер; некоторые же говорят, что это характер (жителя) Сдома. «Мое — твое, а твое — мое!» — характер необразованного еврея. «Мое — твое, и твое — твое!» — характер праведника. «Твое — мое, и мое — мое!» — характер злодея.
Причину того, что эта мишна помещена именно здесь, можно объяснить так. Выше мишна рассказала, что мор приходит в мир из-за кражи даров бедным (а теперь объясняет) что это случается тогда, когда человек говорит: Твое — мое! Человек, небрежно относящийся к имуществу других, способен обокрасть и бедняка. Это – злодей.
(Можно обнаружить эту связь и по-другому) сказав, что человек, склонный удерживать у себя долю бедняков, оправдывает это так: «Я не желаю ничьего добра, но и своего никому не отдам!» Поэтому теперь мишна объясняет этот и другие типы характера.
Здесь уместно задать такой вопрос. Мишна утверждает, что говорящий: Мое — твое, а твое — мое! – проявляет характер необразованного еврея.
Но почему человек с таким характером — необразованный? Чем это отличается от человека со средним характером, который говорит: Мое — мое, а твое — твое!?
Вот как следует объяснить это. Когда (такой) человек говорит: Мое — твое, – он делает это не из-за щедрости и добросердечия, которые заставляют его поделиться с другими. (Ведь щедрый человек не станет ничего просить у других!) Он как бы говорит: «Пусть мое будет твоим, для того чтобы и твое стало моим!» Поэтому мишна утверждает, что это — черта характера человека невежественного. Ведь если бы он обладал разумом и мудростью, они подсказали бы ему, что то, чем человек владеет, исключительно ему и принадлежит. Тот же, кто заявляет: Мое — твое, а твое — мое! – никак не разделяет между своим и чужим: для него это одно и то же. И нет сомнения, что это противоречит мудрости, поскольку мудрость проводит различения между местами и владениями и всему дает точные определения. Поэтому такой человек — невежда, лишенный мудрости и не знакомый ни с какими определениями и ни с какой мерой.
Выше мы уже говорили, что тот, кто принимает от других, стоит на уровне материи, поскольку принимает именно материя. И когда человек говорит: Мое — твое, а твое — мое! — он как бы заявляет: «Я должен получать от тебя, а ты можешь получить от меня!» Другими словами, по его мнению, каждый должен получать от другого, и это — характер необразованного, материального человека. Ведь вся суть материи — в постоянном принятии, как мы уже разъяснили в комментарии на мишну (Авот 4:1): Кто такой богач? Тот, кто радуется своему уделу. Поэтому человек с таким характером — необразованный человек (с неразвитым разумом), поскольку разум совершенен и не принимает ничего постороннего, неизменно оставаясь самим собой. И все это весьма ясно.
И еще сообщает мишна, что говорящий: Мое — мое, а твое — твое! — обладает средним характером. У него есть одно хорошее качество (он не жаждет заполучить чужое) и одно плохое (он не хочет делать добро другим). Поэтому он и назван средним.
Мишна не говорит: «Его убыток перекрывает его прибыль» (как ниже, в мишне 14), поскольку здесь такой расчет невозможен. Его можно провести только в тех случаях, которые разобраны в той мишне, то есть, тогда, когда сама прибыль влечет за собой убыток, или убыток — прибыль; и это будет разъясняться ниже. Здесь же его утверждение Мое — мое не влечет за собой утверждения Твое — твое, и наоборот. Поэтому мишна определяет характер человека, не желающего чужого, как средний. Кроме того, этот человек все делает по закону и не готов уступать свои законные права, чтобы заслужить имя праведника, но и не требует того, что по закону не положено, то есть, не заслуживает и имени злодея. Поэтому это — средний человек. Это и есть верное объяснение.
Некоторые же говорят, что это характер жителя Сдома. По-видимому, эти некоторые полагают, что такой человек заявляет: Твое — твое! – чтобы никто не пришел к нему о чем-то просить, то есть, для того, чтобы иметь право сказать: «Но уж мое — мое!» У такого человека просить бессмысленно! И специально для того, чтобы этого добиться, он говорит: «Твое — твое, но у меня ничего не проси!»
Это, вне всякого сомнения, черта жителей Сдома, поскольку они ни под каким видом не соглашались делиться с другими чем-то своим, а наоборот, всячески отдалялись от прочих людей. Они даже сами не хотели брать ничего от других, опасаясь, как бы другие не взяли что-то у них. Поэтому характер человека, говорящего Твое — твое, а мое — мое! — это характер жителя Сдома.
Вот в чем расходятся две эти оценки. Согласно первому мнению мишны, такой человек говорит: Твое — твое! — не для того, чтобы другие раздумали просить у него. Он просто (искренне) не хочет пользоваться имуществом других, но если бы товарищ попросил его о чем-то, не связанном с расходами, он исполнил бы его просьбу. Некоторые же полагают, что он не стал бы делать (даже) этого, поскольку Твое — твое! он говорит лишь затем, чтобы никто не воспользовался ничем, что ему принадлежит. А раз он настолько отдаляет людей от себя, он, несомненно, не хочет делать людям ничего хорошего, даже если это не влечет за собой никаких расходов.
Здесь можно было бы задать вопрос: почему же некоторые решили, что этот человек отказывается пользоваться чужим имуществом лишь потому, что не хочет позволить другим воспользоваться своим? Может быть, это действительно средний характер?! По-видимому, они исходят из того, что оба эти высказывания: Твое — твое, а мое — мое! — выражают одну черту характера (а не две разных), то есть, он говорит: Твое — твое! — только для того, чтобы иметь возможность сказать: Мое — мое! – как разъяснялось выше. Они не считают, что слова Твое — твое, означающие отказ брать чужое, выражают хорошую черту характера, а слова Мое — мое! – дурную. Это менее логичное предположение, чем объяснение всей фразы одной чертой характера.
Вслед за этим мишна утверждает, что если человек говорит: Мое — твое, а твое — твое! — он обладает характером праведника. Многие задают здесь вопрос: но как можно назвать праведником человека, который не заботится о своем имуществе и раздает другим все, что у него есть (так что, в конце концов, общине придется заботиться о нем)? Это недоумение заставляет их пытаться придумать этой мишне натянутое объяснение. Однако, на самом деле, этот вопрос нестоящий: разумеется, наши мудрецы имеют в виду не того, кто раздает слишком много. Они ведь уже сказали (Ктубот 50а): «Раздающий пусть не раздает более пятой части, чтобы не пришлось ему просить милостыни». А слова этой мишны о том, что говорящий Мое — твое, и твое — твое – праведник, означают, что он отдает другим пятую часть имущества или столько, сколько захочет, когда это необходимо. Мишна вовсе не имеет в виду, что этот человек относится таким образом ко всему своему имуществу, поскольку это — неподобающее отношение. И нет никакой необходимости разъяснять все это подробнее, ибо все здесь совершенно понятно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»