5:12 В четыре периода мор усиливается: в четвертый год шмиты, в седьмой год шмиты, после седьмого года шмиты и каждый год после праздника Суккот. В четвертый год — из за (пренебрежения) десятиной для бедных, которую (следует отделять) в третий год. В седьмой год — из-за пренебрежения десятиной для бедных, которую (следует отделять) в шестой год. После седьмого года — из-за (пренебрежения запретом удерживать у себя) плоды седьмого года. После праздника Суккот каждый год — из-за кражи даров бедным (которые необходимо отделять при жатве).
Предыдущая мишна рассказала, за что в мир насылается мор. И теперь мишна разъясняет, что он, кроме того, усиливается в четыре периода из-за перечисленных в мишне четырех преступлений.
Здесь может возникнуть вопрос. Предыдущая мишна утверждает, что мор приходит в мир из-за преступлений, карающихся четырьмя видами смерти, которые не передаются на рассмотрение суда, и за удержание у себя плодов седьмого года. Здесь же мишна сообщает, что мор усиливается в четыре периода по другим причинам! И еще один вопрос: почему в список этих преступлений не входит кража трумы и второй десятины?
Ответить на это следует вот как. Здесь мишна говорит о том, что мор усиливается, то есть, болезни становятся более тяжелыми, чем обычно; однако она не имеет в виду, что начинаются страшные эпидемии. А предыдущая мишна говорит о преступлениях, за которые мор приходит в мир, то есть, в мире возникают ужасные болезни.
А причину того, что усиление болезней связано именно с десятиной бедняков, кражей даров, предназначенных бедным, и плодами седьмого года, следует объяснить вот как. Эти вещи предназначены именно для бедняков, которые зависят от них и только ими могут поддержать свою жизнь. Обокрасть бедняка — это совсем не то же самое, что обокрасть богача. Если человек украл что-то у бедного, даже стоящее самую мелкую монету, он как бы украл у него саму жизнь, согласно сказанному (Мишлей 22): «Не обкрадывай нищего, ибо он нищ, и не доводи до отчаяния бедняка на площади, ибо Б-г рассудит их обиду и взыщет с обидчика (его) душу». Почему же за это Б-г накажет обидчика смертью? Потому что тот украл у бедного его пропитание: все, что есть у бедняка, служит его пропитанию, поскольку у него нет ничего, кроме самого необходимого. Поэтому вор отнял у него жизнь, и поэтому Б-г в наказание тоже забирает его жизнь. Значит, наказание здесь соответствует принципу «мера за меру»: на грешников насылается болезнь, которая отнимает их жизни. И несмотря на то, что меч (например) тоже убивает, (наказание мечом) не соответствовало бы принципу «мера за меру». Эти люди ведь (не нанесли ущерба телу бедняка), а только лишили его жизненно необходимого пропитания. Поэтому на них насылается болезнь и забирает только их душу, тело же остается нетронутым. И все (перечисленные в мишне вещи) относятся именно к беднякам — ведь это «дары бедным»! И плоды Седьмого года тоже предназначены беднякам, согласно сказанному (Шмот 23): «И седьмой год сделает их ничейными, и ты оставишь их, и съедят их бедняки твоего народа».
Таким образом, тот, кто удерживает у себя что-то из перечисленного, отнимает у бедного пропитание и саму жизнь. Однако трума предназначена коэнам (бедным и богатым), а вторая десятина (остается хозяевам), поэтому наказание за неправильное обращение с ними не должно быть таким (суровым).
А поскольку бедняк взывает к Б-гу, мор усиливается сразу же, в то самое время, когда его грабят, то есть, Б-г совершенно не откладывает наказания. Если бедняк вопиет к Б-гу о том, что его притесняют, наказание следует немедленно. Поэтому мишна говорит, что мор усиливается, то есть, в эти периоды болезни становятся сильнее, чем полагалось бы в наказание за эти кражи. (Их усиление в самый момент кражи связано именно с тем, что обокраденные бедняки взывают к Б-гу). Но за то, что преступников не предают суду, и за плоды седьмого года мор (не усиливается, а) приходит в мир. Ведь в этом случае бедные не начинают молиться, поскольку их не обкрадывают — (хозяин поля) всего лишь не исполнил заповедь (уничтожить плоды, которым вышел срок). Поэтому Б-г не насылает наказания немедленно, как в случае, если бедняки взывают к Нему. Б-г (какое-то время) проявляет долготерпение и откладывает наказание, а затем взыскивает со всех разом, то есть, посылает в мир эпидемию.
Ты можешь понять это и с другой точки зрения. Выше мишна говорит, что мор приходит в мир, поскольку, как мы уже объяснили, преступление по своей сути соответствует эпидемии. Там ведь укрывали от суда преступников, которых необходимо было казнить по суду, и сохраняли плоды седьмого года, которые нужно было уничтожить. И поскольку евреи не исполнили этого, по справедливости начинается болезнь (и преступники умирают, а плоды гниют, как разъясняется выше). Когда же люди не дают бедным того, что им положено, и лишают их жизни, их поступок не имеет столь прямой связи именно с эпидемией. Бедного лишают жизни, то есть, приводят в мир смерть, и в наказание за это мор усиливается, то есть (те болезни, которые уже были в мире) начинают убивать. И теперь это разъяснено.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.