Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Разум, Мудрость, Пиркей Авот, Иврит, Числа, Маараль, Еврейский алфавит
5:10 Семь свойств (характеризуют) болвана (голем), и семь — мудреца. Мудрец не говорит прежде тех, кто превосходит его мудростью и числом, и не перебивает слов товарища, и не спешит отвечать, спрашивает согласно теме и отвечает согласно Закону, и говорит сначала о первом, а в заключение — о последнем, и о том, чего не слышал, говорит: «Этого я не слышал», — и признает истину. И противоположны этим (свойства) болвана.
Следует разъяснить суть семи свойств болвана и семи свойств мудреца.
В первую очередь необходимо узнать, что все перечисленные здесь семь свойств — это свойства разумные, то есть, не выходящие за пределы разумного порядка, установленного здравым смыслом. Разум оценивает все и всему ставит границы, и выходящее за эти естественные границы, вне сомнения, выходит за разумные пределы, поскольку суть разума и есть установление порядка. Поэтому все, что относится к мудрецу и к его свойствам, есть следствие разумной оценки и разумно установленного порядка.
Согласно этому принципу, мишна утверждает, что мудрец не говорит прежде тех, кто превосходит его мудростью. Это естественно с точки зрения порядка, определенного разумом. По этой же причине он не перебивает слов товарища: ведь если бы один человек начал говорить посреди выступления другого, это было бы полным уничтожением порядка.
Кроме того, он не спешит отвечать, поскольку в противном случае его ответ был бы дан в спешке, а это — нарушение естественного порядка. Он спрашивает согласно теме и отвечает согласно Закону, то есть, (снова) делает все в соответствии с естественным порядком. Ведь если бы его вопрос не сочетался с темой обсуждения, это означало бы нарушение разумного порядка — поэтому он так и не поступает. И то, что он говорит сначала о первом, а в заключение — о последнем, тоже следует порядку, которого требуют здравый смысл и разумные соображения. И о том, чего не слышал, говорит: «Этого я не слышал» по той же причине: если бы он сказал не то, что соответствует действительности, это было бы отходом от естественного порядка. И, наконец, то, что он признает истину и не заменяет истину ложью, связано с тем, что такая замена — самый значительный отход от разумного порядка, какой только можно себе представить. И противоположны этим свойства болвана, поскольку болван — это человек материальный, лишенный разума, способного установить порядок и дать разумные оценки. Поэтому свойства болвана противоположны — он во всем нарушает разумный порядок.
Но мы уже много раз говорили тебе, что к словам мудрецов не следует подходить, пользуясь лишь собственными соображениями. (Так и здесь): поскольку мишна говорит нам, что свойств мудреца именно семь, ее задача — сообщить нам именно это число, то есть, сказать, что у мудреца должно быть именно семь свойств, не больше и не меньше. Мишна хочет сказать тебе, что разум — это порядок, и потому сообщает, что он обладает семью свойствами. Дело в том, что если мы желаем упорядочить нечто, это можно сделать с помощью семи вещей, не больше и не меньше, и (только) эти семь вещей сделают предмет полностью упорядоченным. И поскольку мишна говорит, что мудрец несет в себе тот порядок, который подобает (человеку, обладающему) разумом, она сообщает, что он обладает именно семью свойствами, посредством которых и достигается этот (внутренний) порядок.
Всякий порядок — это равновесие. Если бы порядок не отличался равновесием, он не был бы и порядком; и все, что нарушает порядок, полностью нарушает и равновесие. А совершенное равновесие — это середина, то есть, положение, не отклоняющееся ни в одну сторону. И для того, чтобы занять положение в центре, необходимо выполнение именно семи условий. Ведь находиться в середине означает не отклоняться ни вверх, ни вниз, ни вперед, ни назад, ни в стороны. Таким образом, отсутствие отклонения вправо, влево и в любую из сторон, которых всего шесть, а также нахождение в особом, срединном положении и означает исполнение ровно семи условий. И в соответствии с этим мишна утверждает, что мудрец обладает семью свойствами, и все они обеспечивают порядок, так что, в конце концов, мудрец оказывается носителем абсолютного порядка.
И тебе следует понять, что все свойства мудреца, перечисленные в мишне, не выходят за границы разумного порядка. Седьмым же свойством мишна назвала способность признавать истину, что соответствует самому среднему положению. Истина подобна среднему положению, поскольку истинность (чего-либо) в том и состоит, что оно не отходит от среднего положения.
Ты можешь заключить это из того, какие буквы составляют слово «истина» (эмет на святом языке). Первая буква этого слова, алеф, начинает алфавит, вторая, мем, стоит в его середине, и третья, тав, завершает его. И ты должен хорошенько понять важнейшие идеи, заключенные в слове «истина»: к среднему положению, то есть, абсолютной истине, присоединены два крайних. И когда существует истина, она поддерживает собой и обе крайности, так что, в конечном счете, истина держит на себе все. И это подобно тому, как Израиль, который весь — семя истины, соединяет собой крайности — другие народы, существующие лишь благодаря (этой) истине; и только благодаря истине может существовать все, в том числе, и отклоняющееся от серединного положения, то есть, от самой истины. Именно по этой причине (в слове «истина», эмет) к букве мем, стоящей в середине и символизирующей саму истину, присоединены буквы алеф и тав, то есть, две крайние буквы алфавита. Поэтому истина, то есть, середина, поддерживает собой все, и поэтому же в заслугу Израиля, семени истины, существуют и другие народы, отклонившиеся от нее.
То, что истина находится в середине, мы уже разъяснили выше: истина не отклоняется от правильного положения, а суть середины именно в том, что она никуда не сдвигается — она и есть сама истина, и никакое отклонение для нее невозможно. Ложь же — это отклонение от правильного положения, поэтому буквы, составляющие слово «ложь» (на святом языке шекер), расположены в конце алфавита.
И еще тебе следует знать, что ложь — это нечто несуществующее, и сама она не существует. Истина же ей противоположна, в ней нет несуществования; истина существует, а ложь — нет. Поэтому истина подобна середине: середина удалена от краев, а края — именно потому, что они с краю — близки к исчезновению. Истина, обладающая существованием и сама существующая, подобна середине тем, что они обе отдалены от исчезновения, а ложь, подобная краю, близка к исчезновению, ибо, в конце концов, обречена исчезнуть. Именно поэтому буква мем в слове эмет (истина), средняя буква алфавита, указывает на саму истину, а крайние (буквы алфавита в этом слове) существуют лишь вместе с ней. И совершенно противоположным образом устроено слово шекер (ложь), буквы которого занимают крайнее положение, будучи расположены в самом конце алфавита.
Однако здесь у тебя может возникнуть вопрос: почему же в слове шекер (ложь) нет буквы тав, самой последней буквы алфавита? Дело в том, что эмет (истина) и шекер (ложь) — противоположности, и поэтому неправильно было бы, если хоть одна буква из слова эмет войдет в состав слова шекер. Кроме того, буква тав, хоть и расположена в конце алфавита, не считается крайней. Это — пограничная буква, определяющая границу алфавита. В этом состоит (еще одна) причина того, что буквы алеф и тав, обозначающие границы алфавита (спереди и сзади), входят в слово эмет. Ведь истина не выходит за границы! А буквы слова шекер близки к концу алфавита, но не имеют отношения к его границе. И все это весьма ясно для тех, кто понимает.
Кроме того, буквы слова шекер стоят в обратном, (то есть) перепутанном порядке: вначале буква шин (предпоследняя буква алфавита), затем — куф (стоящая в алфавите за две буквы перед нею), а затем — рейш (которая в алфавите стоит между буквами куф и шин). И как эти буквы не расположены ни в прямом, ни в обратном порядке, так и ложь лишена всякой упорядоченности. Буквы же слова эмет строго упорядочены, поскольку истина есть порядок; и все это ясно. И вот, (еще и) по этой причине мишна приводит число, то есть, настаивает, что свойств (мудреца и болвана) должно быть именно семь.
Почему мишна, перейдя к противоположности мудрецу, заговорила о семи свойствах болвана, а не просто необразованного еврея? Болван, согласно пониманию мишны, это человек, не обладающий даже человеческой мудростью, а необразованный еврей — это еврей, не знающий Торы. И здесь мишна говорит не о таком человеке, а лишь о том, кто не обладает даже (обычной) человеческой мудростью; и здесь не место распространяться об этом.
И не спешит отвечать — значит, не отвечает (слишком) быстро, чтобы ответ не получился торопливым. Если человек отвечает спокойно, то и ответ выходит взвешенным.
Спрашивает согласно теме — означает, что спрашивающий всегда приводит обоснование своим словам. И то же самое подразумевается в словах отвечает согласно Закону: он отвечает словами, столь близкими к истине, что (они совпадают) с практическим законом. Мишна не говорит, что он «отвечает согласно теме», поскольку это означало бы только, что он дает обоснованный ответ, но не значило бы, что его слова по-настоящему близки к практическому закону. (То есть, по-другому определить позицию отвечающего невозможно. Но и позицию спрашивающего можно определить тоже только таким образом) поскольку нельзя сказать, что он «спрашивает согласно Закону». Он именно спрашивает согласно теме, то есть, задает обоснованный вопрос, который достоин прозвучать в рамках происходящего обсуждения. Ведь эта черта тоже называется спрашивать согласно теме: когда обсуждается определенный трактат, вопрос должен быть связан именно с этим трактатом, то есть, соответствовать теме обсуждения. Если же вопрос связан с другим трактатом, то, даже если вопрос этот совершенно справедлив, он не будет называться вопросом согласно теме, поскольку не эта тема обсуждается. Таким образом, задает вопрос согласно теме и отвечает согласно Закону — это одно свойство, а не два, и поэтому всего свойств мудреца ровно семь и не больше, как мы и объяснили.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»