Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Обида, Гмах, Мишпатим, Гер, Хесед, Ссуда, Зелиг Плискин, Долг, Материальный ущерб, Любовь к ближнему
ВОТ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ПОЛОЖИШЬ ПЕРЕД НИМИ (Шмот, 21:1)
Мехилта, которую цитирует Раши, говорит, что Всемогущий сказал Моше: И не подумай сказать — поучу их законам два-три раза, пока не выучат, но не стану затрудняться, разъясняя им причины и основания. Тора говорит о законах, «которые положишь перед ними», как накрытый стол, готовый, чтобы человек начал есть.
Хотя Моше мог достичь больших высот, если бы не расходовал время на объяснения, Бог повелел ему посвятить этому его драгоценное время.
Главным для учителя должны быть интересы учеников (Ор ѓамусар).
Р. Исраэль Яаков Любчанский много месяцев пытался повлиять на одного ученика. И все его усилия не приносили успеха, ученик не поддавался. Наконец, как рассказывал р. Исраэль Яаков, я дошел до того, что стал совершенно безразличен к этому ученику, просто отказался от него. Но однажды мне пришла в голову мысль: «Бог не благословил меня детьми. Предположим, этот мальчик был бы моим сыном. Ведь тогда бы я не стал его игнорировать. Почему же сейчас отвергаю? Только потому, что он принадлежит кому-то еще?»
С этого момента его прежнее безразличие сменилось любовью. Р. Любчанский начал работать с ним снова, и, в конце концов, этот мальчик вырос в выдающегося лидера1.
Мы несем полную ответственность за все убытки людей из-за того, что мы вырыли яму
ЕСЛИ ОТКРОЕТ ИЛИ ВЫРОЕТ ЧЕЛОВЕК ЯМУ И НЕ ЗАКРОЕТ, И УПАДЕТ ТУДА БЫК ИЛИ ОСЕЛ, ТО ЗАПЛАТИТ ТОТ, КТО ОСТАВИЛ ЯМУ (Шмот, 21:33, 34)
Здесь Тора говорит о материальной ответственности. А р. Меир Симха аКоѓен (Хафец Хаим) пишет, что запрет оставлять открытую яму следует из стиха: «Перед слепым не клади преткновения»2.
Человек несет ответственность за все неподвижное, подобное яме, которое способно принести ущерб. Например, если пролили в общественном месте воду, и кто-то на ней поскользнулся (там же).
И если положили на общественную территорию камень или что-то другое, вы несете финансовую ответственность за ущерб, который от этого может возникнуть (там же).
Однажды р. Исраэль Салантер говорил с другим ученым, который держал зонт так, что тот торчал в сторону. Рав предупредил его, что зонт — как «яма на общественной территории», потому что кто-нибудь может за него зацепиться. И тот сразу стал держать зонт прямо. Но потом забылся, и зонт снова наклонился. Рав Исраэль резко упрекнул его и прервал беседу (Амеорот агдолим).
ЕСЛИ БЫК ЧЕЛОВЕКА НАНЕСЕТ УВЕЧЬЕ БЫКУ БЛИЖНЕГО (Шмот, 21:35)
Если животное принесло кому-то убыток, владелец обязан возместить. Имеются в виду все животные. Тора приводит пример быка, как наиболее частый случай (Хошен мишпат).
Если ваша комнатная собачка причинила ущерб чьей-то собственности, вы обязаны заплатить ее владельцу, даже если он ничего не заметил. Не думайте: «Потребует — заплачу», — вы должны взять инициативу в свои руки и сразу возместить ущерб (Имрей бина, Итро).
Вопрос, сколько, в принципе, должен платить человек, возмещая ущерб, разбирается в Хошен мишпат. А сколько вам лично надлежит платить в каждом конкретном случае, следует выяснить у ѓалахического авторитета, раввина, который специализируется в этой области закона Торы.
ЕСЛИ ВЫЙДЕТ ОГОНЬ, ПОПАДЕТ НА ТЕРНИИ И СГОРИТ СТОГ, СТОЯЩИЙ ХЛЕБ ИЛИ ПОЛЕ, ПУСТЬ ЗАПЛАТИТ СПОЛНА ТОТ, КТО ЗАЖЕГ ОГОНЬ, ЗА ТО, ЧТО СГОРЕЛО (Шмот, 22:5)
Тот, кто зажег огонь, должен нести полную ответственность за ущерб от него (Хошен мишпат).
Тот, кто кладет нож или камень так, что их может сбросить с места порыв ветра обычной силы, отвечает за это. Так и с огнем: вы обязаны уплатить за все убытки, которые произошли по вашей вине (там же).
ЕСЛИ ПОПРОСИТ ЧЕЛОВЕК В ДОЛГ У БЛИЖНЕГО СВОЕГО…(Шмот, 22:13)
Мы обязаны давать в долг, когда нас просят, а кто одалживает, обязан беречь то, что взял. Сначала обсудим обязанность давать в долг, а затем обязанности того, кто взял.
1. Давая в долг, вы исполняете мицву делать хесед, творить добро. Даже если даете совсем маленькие вещи, штопор или гребень — это хесед. Такую заповедь легко исполнить, даже если вы небогаты (Аѓават хесед).
Когда р. Элияѓу Давид Рабинович (Теумим, Ѓадерет), раввин Иерусалима, отправлялся в дальнюю дорогу, всегда брал с собой целый мешок разных вещей, которыми люди обычно пользуются в путешествии, чтобы одалживать попутчикам, если им понадобится (Бетув Йерушалаим).
2. Если предмет, который вы одолжили, нужен человеку, чтобы заработать на жизнь, награда за эту мицву еще больше (Аѓават хесед).
3. Одалживать богатому — мицва, но одолжить бедному, который не в состоянии купить то, что просит — еще большая мицва (там же).
4. Некоторые не любят ничего давать в долг, даже если сами этим не пользуются. Это очень плохая черта, от нее необходимо избавиться (там же).
5. Некоторые, в принципе, не против того, чтобы дать в долг, но не хотят себя затруднять. Например, это у них в кладовке, и им лень выходить и искать. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно понимать, как важна заповедь хесед. Надо радоваться, давая в долг свои вещи (там же). Как понимающий человек хочет пойти в синагогу, чтобы услышать звуки шофара, так должен стремиться делать хесед.
6. Очень большая мицва — давать в долг святые книги (книги по Торе). Тогда и вам будет принадлежать заслуга знания Торы, которое приобретут, их изучая3.
7. Надо быть очень любезными с тем, кто хочет взять в долг, чтобы мог попросить у вас и в следующий раз (там же).
8. Хотя тот, кто берет в долг, обязан возвращать по своей инициативе, нельзя перестать одалживать из-за того, что кому-то потом приходится об этом напоминать. Хорошая идея — завести блокнот с записями, кто и что у вас одолжил. Тогда будете помнить, у кого вещь, чтобы попросить вернуть, когда понадобится, и легче давать в долг. Кроме того, владельцу стоит написать свое имя на одалживаемом предмете, чтобы должник помнил, кто хозяин вещи.
Законы об обязательствах должников:
1. Тот, кто берет в долг, может пользоваться вещью только так, как договорился с владельцем (Аѓават хесед).
2. Не может передавать другим людям (Аѓават хесед, цит.) и обязан возвращать, как только перестал ею пользоваться, или когда пришел срок возврата.
3. Тот, кто взял вещь в долг, платит за все ее повреждения, даже случайные, если они произошли не в ходе обычной эксплуатации этой вещи. Беря в долг, держите эту вещь подальше от маленьких детей.
Однажды перед Йом Кипуром люди увидели, как р. Исраэль Салантер несет домой кошку. У него было много книг, которые он брал в долг, и он боялся, что пока все будут в Йом Кипур в синагоге, мыши могут погрызть книги, а если он не убережет их, будет виновен в нарушении законов о тех, кто берет в долг (Тнуат амусар).
НЕ ПРИЧИНЯЙТЕ СТРАДАНИЯ ГЕРУ И НЕ ПРИТЕСНЯЙТЕ ЕГО — ЧУЖЕЗЕМЦАМИ ВЫ БЫЛИ В ЕГИПТЕ (Шмот, 22:20)4
Здесь два запрета. Запрещено причинять страдание геру (тому, кто принял еврейскую веру) словами и притеснять его экономически. Хотя никого нельзя обижать и ущемлять в финансовом отношении, особенно это касается новообращенного. Легко обидеть беззащитного, поэтому Тора предупреждает быть к нему предельно внимательным (Хинух).
Запрещено напоминать геру о прошлом. Даже если вы сердиты, нельзя ему сказать: «Еще недавно ты был идолопоклонником и ел свинину, как ты смеешь это говорить мне?» (Мехилта).
Рамбам пишет, что, говоря с гером, нужно быть очень внимательным к его чувствам, чтобы не обидеть. Даже если он говорит что-то абсурдное, нельзя ему резко ответить, нужно мягко объяснить, почему неправ. Рамбам пишет о том, кто обидел гера: «Может, он был пьян в это время и забыл, что Тора 36 раз предупреждает почитать гера и не обижать»5.
ВДОВ И СИРОТ НЕ ОБИЖАЙТЕ (Шмот, 22:21)
Раши цитирует Мехилту, где сказано, что никого нельзя обижать, но Тора говорит именно о вдове и сироте, потому что они беззащитны, и это вызывает желание их обидеть.
С деньгами сироты или вдовы вы должны быть осторожнее, чем со своим имуществом (Гилхот деот).
Творец заключил договор: если обидят вдову или сироту, Он услышит их крик и воздаст обидчику по заслугам (см. стих 22 и 23).
Учителю разрешается упрекать сироту, чтобы научить Торе, ремеслу или правильному поведению. Но он обязан быть к нему особенно снисходительным и относиться с уважением (цит.).
Сиротой называют того, кто потерял отца или мать. Как долго он считается сиротой? Пока не станет достаточно независимым, чтобы не нуждаться в заботе старших (цит.).
Однажды р. Исраэль Салантер рассердился на жителей города: они не платили за изучение Торы одного сироты. Он увидел, что ребенок слоняется по улицам, и потребовал заплатить за него. Население города оправдывалось: общественные фонды истощились, а у них лично нет на это денег.
— Тогда продайте свитки Торы, чтобы заплатить за его обучение, — велел рав Исраэль (Амеорот агдолим).
ВДОВ И СИРОТ НЕ ОБИЖАЙТЕ (Шмот, 22:21)
Эта заповедь выражена во втором лице, чтобы научить нас: если мы видим, как обижают вдову или сироту, и не вмешиваемся, не препятствуем этому, то в глазах Всевышнего как будто сами их обижаем (Ибн Эзра).
Во время важной встречи раввинов в доме р. Хаима Озера Гродзенского к нему пришла с просьбой вдова. Один из известных раввинов подошел к ней и сказал: «Р. Гродзенский сейчас очень занят и не может с тобой говорить».
Но женщина настойчиво повторяла, что должна его видеть, так что раввину пришлось обратиться к ней в более резких тонах. Тогда р. Гродзенский воскликнул: «Нельзя так! Она — вдова»!
Р. Меир Карелиц говорит, что эти слова р. Хаим Озер прозвучали так, как: «Осторожнее с ножом! Он очень острый, легко порезаться!» (Работейну).
ЕСЛИ ДАЕШЬ ССУДУ НАРОДУ МОЕМУ, БЕДНОМУ, КОТОРЫЙ С ТОБОЙ, НЕ БУДЬ С НИМ КАК ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТОР (Шмот, 22:24)
Давая в долг, вы получаете от милосердия больше, чем должник. Для него эти деньги — помощь лишь в этом мире, а заслуга дающего достигает будущего мира6.
Но давать в долг следует при свидетелях, или берущий должен написать расписку на взятую сумму. Это надо делать всегда, даже если тот, кто берет, вне подозрений, потому что он может случайно забыть о долге (цит.).
Когда вас просят дать ссуду и говорят, что будут возвращать понемногу, то, по букве закона, вы не обязаны давать. Но из любви к ближнему лучше это сделать (Аѓават хесед).
Если вы сказали, что дадите кому-то взаймы, ваши слова рассматриваются, как решение исполнить мицву и являются обязательством, подобным клятве.
Когда несколько людей просят у вас небольшие ссуды, а один — значительную сумму, лучше помочь нескольким, чем одному, потому что каждый раз, давая ссуду, вы выполняете отдельную мицву. Но если большая сумма спасет его от финансового краха, предпочтительно одолжить ему (там же).
Жена может давать в долг, не спросив мужа, только очень маленькие суммы. А большие суммы — если знает, что он не будет возражать. Это касается только денег. Одалживая домашние предметы, она может мужу не сообщать. С другой стороны, жена совершает нарушение, препятствуя мужу исполнять мицву давать в долг; и исполняет ее, побуждая его делать хесед (там же).
Даже занятые изучением Торы, вы обязаны прерваться, чтобы дать в долг, если больше никто не может или не хочет это сделать (там же).
Вы обязаны дать в долг даже тому, кого не любите. Более того, если нелюбовь к нему неоправданна (это человек неплохой), давая в долг, надо предпочесть его тому, кто вам нравится (там же).
Есть старая еврейская традиция создавать гмах — фонд беспроцентных ссуд. Люди жертвуют деньги в этот гмах, откуда всякий нуждающийся может получить заем. Сегодня в Иерусалиме есть сотни гмахов, и самые большие из них подобны банкам. Только в отличие от банков это неприбыльные организации, и работники там не получают зарплату. Они ссужают деньги на разные сроки, обычно до года. Тот, кто берет в долг, дает двенадцать чеков на двенадцать месяцев вперед и получает определенную сумму. Такие общества спасают множество людей, помогая им в час острой нужды. В каждой из общин должен быть, по крайней мере, один гмах.
1 Р. Хаим Шапиро в Джуиш обзервер.
2 Мешех хохма к Ваикра.
3 Там же; также Сефер хасидим.
4 Р. Ш.Р. Ѓирш комментирует, что этот стих тесно связан с предыдущим («Приносящий жертвы богам, кроме единого Бога, пусть будет уничтожен»). В нем говорится, что даже чистокровный еврей самого высокого происхождения, отклонившийся от основного принципа еврейской веры, теряет право на существование в еврейской общине. С другой стороны, язычник, варвар, принимая еврейскую веру, становится полноправным евреем. Сопоставляя эти два стиха, Тора раскрывает свою основу. Расу и происхождение, родство и страну, собственность и богатство — ничто внешнее Творец не учитывает. А только искренность и чистоту, духовное и нравственное достоинство человека.
5 Бава меция; Игерет Рамбам, цит. в Меам лоез.
6 Кли якар, к этому стиху.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).