Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Тема недельного раздела — рассказ о двадцати годах жизни Яакова, которые тот провел за пределами Святой земли, живя у Лавана, своего дяди, брата Ривки. Много времени прошло с тех пор как первый из наших праотцев, Авраам, получил приказ Всевышнего: «Иди из своей земли, своей родины, дома своего отца — в землю, которую покажу тебе» (Берешит 12:1). Все эти годы праотцы еврейского народа старались не покидать Страну, обещанную навеки им и их потомству. Но вот Яаков вынужден оставить дом своего отца, Ицхака, чтобы бежать за границу — к хитрецу Лавану. Он бежит по совету матери, которая опасается гнева второго своего сына, Эсава, возненавидевшего брата за то, что тот, а не он, получил браху от отца. Но Яаков не собирается пускать корни на чужбине. Еще на выходе из Страны он просит Творца: «(В будущем) верни меня с миром в дом моего отца» (28:21). Эта просьба осталась в веках: каждый раз когда потомство Яакова покидает Страну — вынужденно, по причинам от него не зависящим, — оно знает, что при первой возможности вернется домой, в Израиль. Таков закон нашей жизни, таков закон Торы: никогда не покидать Эрец Исраэль; но покинув — пытаться вернуться.

Сегодняшняя глава обладает одной особенностью. Все остальные недельные главы в Сефер-Торе разделены на тематические абзацы, и только глава Ваеце написана сплошным текстом, без отступлений и пропусков — с начала до конца. Один из мудрецов последнего времени, раби Йеуда Лейб (1847—1905), «адмор» (руководитель) Гурских хасидов, автор глубоких комментариев на Тору, собранных в книгу «Сфат Эмет», заметил, что тем самым нам преподается важный урок: ни на миг не забывал Яаков о Святой земле — с первого мгновения, как покинул ее, и до возвращения. О том же сказала ему на прощание Ривка: «Поживи у него (у Лавана) несколько дней» (27:44). То есть, сколько бы ты ни жил у своего дяди, в любой момент будь готов вернуться назад…

Краткий пересказ содержания главы. Яаков уходит в Харан. Сон, в котором он видит «небесную лестницу с ангелами». Обещание Творца «быть с ним везде, куда он пойдет». Встреча Яакова с Рахелью у колодца. Яаков работает на Лавана семь лет, чтобы получить Рахель в жены. Свадьба. «И оказалось по утру, что вот она — Лея (сестра Рахели)». Яаков становится мужем четырех жен — Леи, Рахели и их двух служанок. Рождение сыновей Яакова. Приведем их имена: сыновья праматери Леи — Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Зевулун; сыновья праматери Рахели — Йосеф, Биньямин (родился позже, при возвращении всей семьи в Эрец Исраэль); сыновья служанок — Дан, Нафтали, Гад, Ашер. Продолжение службы у Лавана. Договор о награде, которую получит Яаков. Яаков покидает Лавана. Погоня. Примирение с тестем. Возвращение в Святую землю…

Один из самых волнующих моментов повествования — любовь Яакова к Рахели. Тора пишет, что «Рахель была красива и станом, и видом (лицом)». Яаков с радостью согласился служить ее отцу семь лет, чтобы получить ее в жены. Написано (29:20): «И работал Яаков за Рахель семь лет. И были они в его глазах, как несколько дней, — из-за любви к ней».

Но вот что интересно. Если он ее любил, то, наверное, хотел побыстрей сыграть свадьбу. Для того, кто ждет радостного момента, время тянется медленно. Почему же здесь сказано, что были они в его глазах, т.е. показались ему, как несколько дней? Что за радость — семь лет безропотно служить за любимую, да еще и считать, что время летит как на крыльях?

Это несоответствие заметили древние мудрецы, а в наше время на него обращают внимание комментаторы, такие, например, как автор знаменитого сборника «Амальбим» (раби Меир Лейбуш, живший в прошлом веке). И вот какое объяснение у них находим. Рахель представлялась Яакову настолько желанной, настолько полной достоинств и высоких душевных качеств, что он был бы рад служить за нее и более долгий срок. Семь лет за Рахель? Яаков обрадовался, когда Лаван согласился на это предложение. Он и сто лет работал бы на Лавана, если бы мог физически, лишь бы жениться на его дочери.

И еще одно замечание: посмотрите — «Показались ему как несколько дней — из-за любви к ней». Здесь главное слово «к ней». Из-за любви к ней. Если бы было написано просто «из любви», то можно было подумать — из чувства влечения (вроде Ромео, который так страстно любил Джульетту, что кончил с собой, когда увидел, что она ему не достанется). У Яакова была любовь, а не страсть. Пожар страсти разгорится в душе человека, побушует и затихнет — у одного через пару дней, у другого через год. Что такое страсть? Желание обладать. Иметь. Немедленно. Как можно скорей. Это не любовь, по крайней мере не любовь к тому, кого «любишь». Это любовь к самому себе: хочу, дайте мне, мое. А здесь написано «из-за любви к ней». К ней, а не к себе. Только такое чувство и называется любовью. Поэтому семь лет для Яакова промелькнули как несколько дней. Но любовь к Рахели не прошла, как не прошла она и за все те немногие годы, что им довелось прожить друг с другом.

Рахель умерла молодой. Любовь Яакова к ней пережила ее. Он просто перенес ее на сына Рахели, на молодого Йосефа. Но об этом — в следующих главах.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше