Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Тема недельного раздела — рассказ о двадцати годах жизни Яакова, которые тот провел за пределами Святой земли, живя у Лавана, своего дяди, брата Ривки. Много времени прошло с тех пор как первый из наших праотцев, Авраам, получил приказ Всевышнего: «Иди из своей земли, своей родины, дома своего отца — в землю, которую покажу тебе» (Берешит 12:1). Все эти годы праотцы еврейского народа старались не покидать Страну, обещанную навеки им и их потомству. Но вот Яаков вынужден оставить дом своего отца, Ицхака, чтобы бежать за границу — к хитрецу Лавану. Он бежит по совету матери, которая опасается гнева второго своего сына, Эсава, возненавидевшего брата за то, что тот, а не он, получил браху от отца. Но Яаков не собирается пускать корни на чужбине. Еще на выходе из Страны он просит Творца: «(В будущем) верни меня с миром в дом моего отца» (28:21). Эта просьба осталась в веках: каждый раз когда потомство Яакова покидает Страну — вынужденно, по причинам от него не зависящим, — оно знает, что при первой возможности вернется домой, в Израиль. Таков закон нашей жизни, таков закон Торы: никогда не покидать Эрец Исраэль; но покинув — пытаться вернуться.

Сегодняшняя глава обладает одной особенностью. Все остальные недельные главы в Сефер-Торе разделены на тематические абзацы, и только глава Ваеце написана сплошным текстом, без отступлений и пропусков — с начала до конца. Один из мудрецов последнего времени, раби Йеуда Лейб (1847—1905), «адмор» (руководитель) Гурских хасидов, автор глубоких комментариев на Тору, собранных в книгу «Сфат Эмет», заметил, что тем самым нам преподается важный урок: ни на миг не забывал Яаков о Святой земле — с первого мгновения, как покинул ее, и до возвращения. О том же сказала ему на прощание Ривка: «Поживи у него (у Лавана) несколько дней» (27:44). То есть, сколько бы ты ни жил у своего дяди, в любой момент будь готов вернуться назад…

Краткий пересказ содержания главы. Яаков уходит в Харан. Сон, в котором он видит «небесную лестницу с ангелами». Обещание Творца «быть с ним везде, куда он пойдет». Встреча Яакова с Рахелью у колодца. Яаков работает на Лавана семь лет, чтобы получить Рахель в жены. Свадьба. «И оказалось по утру, что вот она — Лея (сестра Рахели)». Яаков становится мужем четырех жен — Леи, Рахели и их двух служанок. Рождение сыновей Яакова. Приведем их имена: сыновья праматери Леи — Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Зевулун; сыновья праматери Рахели — Йосеф, Биньямин (родился позже, при возвращении всей семьи в Эрец Исраэль); сыновья служанок — Дан, Нафтали, Гад, Ашер. Продолжение службы у Лавана. Договор о награде, которую получит Яаков. Яаков покидает Лавана. Погоня. Примирение с тестем. Возвращение в Святую землю…

Один из самых волнующих моментов повествования — любовь Яакова к Рахели. Тора пишет, что «Рахель была красива и станом, и видом (лицом)». Яаков с радостью согласился служить ее отцу семь лет, чтобы получить ее в жены. Написано (29:20): «И работал Яаков за Рахель семь лет. И были они в его глазах, как несколько дней, — из-за любви к ней».

Но вот что интересно. Если он ее любил, то, наверное, хотел побыстрей сыграть свадьбу. Для того, кто ждет радостного момента, время тянется медленно. Почему же здесь сказано, что были они в его глазах, т.е. показались ему, как несколько дней? Что за радость — семь лет безропотно служить за любимую, да еще и считать, что время летит как на крыльях?

Это несоответствие заметили древние мудрецы, а в наше время на него обращают внимание комментаторы, такие, например, как автор знаменитого сборника «Амальбим» (раби Меир Лейбуш, живший в прошлом веке). И вот какое объяснение у них находим. Рахель представлялась Яакову настолько желанной, настолько полной достоинств и высоких душевных качеств, что он был бы рад служить за нее и более долгий срок. Семь лет за Рахель? Яаков обрадовался, когда Лаван согласился на это предложение. Он и сто лет работал бы на Лавана, если бы мог физически, лишь бы жениться на его дочери.

И еще одно замечание: посмотрите — «Показались ему как несколько дней — из-за любви к ней». Здесь главное слово «к ней». Из-за любви к ней. Если бы было написано просто «из любви», то можно было подумать — из чувства влечения (вроде Ромео, который так страстно любил Джульетту, что кончил с собой, когда увидел, что она ему не достанется). У Яакова была любовь, а не страсть. Пожар страсти разгорится в душе человека, побушует и затихнет — у одного через пару дней, у другого через год. Что такое страсть? Желание обладать. Иметь. Немедленно. Как можно скорей. Это не любовь, по крайней мере не любовь к тому, кого «любишь». Это любовь к самому себе: хочу, дайте мне, мое. А здесь написано «из-за любви к ней». К ней, а не к себе. Только такое чувство и называется любовью. Поэтому семь лет для Яакова промелькнули как несколько дней. Но любовь к Рахели не прошла, как не прошла она и за все те немногие годы, что им довелось прожить друг с другом.

Рахель умерла молодой. Любовь Яакова к ней пережила ее. Он просто перенес ее на сына Рахели, на молодого Йосефа. Но об этом — в следующих главах.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»