Темы: Гедалия Спинадель, Яаков, Ицхак, Первородство, Благословение, Эйсав, Ривка
И Ицхак полюбил Эсава כי ציד בפיו (потому что ловля в его рту), а Ривка любит Якова (Берешит, 25:28).
Разве не странно, что великий праведник полюбил великого злодея?
На первый взгляд, Ицхак полюбил Эсава, потому что тот кормил его вкусной дичью, которую приносил с охоты. Ведь он просит потом (Берешит, 27:3,4): выйди в поле и налови мне дичи — וצודה לי צידה, и приготовь мне яства, как я полюбил…чтобы благословила тебя моя душа.
Но такой взгляд представляет Ицхака, не дай Б-г так подумать, человеком, для которого главное — вкусно поесть. Однако Ицхак был аскетом, и его единственное постоянное и страстное устремление было к Творцу, к беседе с Ним. И его занятием было совершенствование души и продолжение таким образом дела отца, как написано: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама — Авраам родил Ицхака».
Иной взгляд на те же слова כי ציד בפיו, ловля в его рту предлагает Раши, относя их не к Ицхаку, а к Эсаву, который ставил ловушку отцу обманными словами и вопросами, как поступать согласно Небесному Закону. Так ему вроде бы удалось скрыть злодеяния и убедить отца в своей праведности. Следуя этой точке зрения, можно подумать, что Ицхак был наивен, слеп в отношении сына.
Эта не вполне позитивная оценка нашего святого праотца, воплощения гвуры — мужества и суда — тоже вызывает у меня вопрос. Неужели он не мог отличить добра от зла? Тем более, что именно это, как пишут, было его основной задачей.
С другой стороны, не очень понятно, зачем первенцу обманывать отца, который итак его полюбил?
И еще один вопрос, почему для любви отца приводится причина, а для выбора матери нет?
Мне кажется, что понять выбор Ицхака можно, исходя из свойств его личности и его жизненной установки. Не какие бы то ни было действия и не любые самые хитрые или сладкие слова Эсава, а лишь решение Ицхака определяло его отношение к нему. Он «полюбил» — выбрал, приблизил его раз и навсегда. Это воля человека, сосредоточенного на Б-ге и своей душе. Почему же именно его он хотел благословить перед смертью?
Ответ, на мой взгляд, дают указание Торы о том, что Эсав первенец, и что Яков купил его первородство. Ицхак руководствовался справедливостью: если Б-г захотел, чтобы Эсав родился первым, значит, именно его избрал как главное продолжение линии Авраама и Ицхака, поэтому он должен дать браху Эсаву.
Намек на это, по-моему, можно усмотреть в словах: כי — потому что ציד בפיו (104+98=202) — это число записывается буквами רב, рав, старший. Почему Ицхак выбрал Эсава? Ответ: רב כי, потому что он старший! Можно спросить, почему мне пришло в голову, что слово רב указывает на Эсава и что оно значит «старший»? Но именно этим словом называет его Тора в пророчестве Б-га о близнецах в утробе, данном Ривке: ורב יעבד צעיר — и старший будет служить младшему!
Быть может, эти слова определяют Ицхака и его мотивацию еще тоньше и подробнее. Ведь 104 и 98 записываются буквами קד, кад — поклон и צח, цах — чистый. Цах отражает чистоту души Ицхака — святой жертвы, которой он стал после возношения на жертвенник, приняв с «поклоном», совершенным смирением волю отца зарезать его и сжечь как жертву ола, когда Авраам сказал ему, что такова воля Б-га. И трижды повторяет Тора, что до и после акейды шли они вместе, яхдав.
И, наверное, с тем же чистым смирением и внутренним поклоном Ицхак принял, что путь деда и отца должен продолжать Эсав — независимо от того, каким он уродился, хорош он или плох, раз это воля Творца.
Подобным образом, Б-г говорит царю Хизкии: ты обязан жениться, и не имеет значения, что ты пророчески предвидишь, что твой сын будет злодеем — это не твоя забота, ты должен выполнить свою заповедь, иначе умрешь!
Итак, в выражении ки цайд бефив можно увидеть ряд уровней или аспектов понимания:
Комментарий Раши говорит не об Ицхаке, а дает характеристику Эсава.
Гематрия ציד בפיו — רב указывает, что определяло выбор Ицхака.
А едой, ציד Ицхак, вероятно, позволял Эсаву сделать доброе дело, в частности, склониться перед отцом — уважить отца. Чтобы дать ему заслуги в этом и в том мире, в первую очередь долголетие (как сказано в Торе), на которое Эсав не рассчитывал, по его словам «вот, я собираюсь умирать» (Берешит, 25:32).
Плюс к этому, чувство благодарности за вкусную еду могло придать душе Ицхака дополнительную силу для благословения.
Почему же в вышеприведенной фразе не названа причина выбора Ривки? Потому что она названа раньше — ведь Б-г уже ей сказал: «старший будет служить младшему». Если бы не это, она, наверное, думала бы так же как ее муж.
А почему она не сказала об этом мужу? Это вопрос. Быть может, считала, что пророк обязан передать пророчество тем, кому это поручено, и не имеет права говорить, если не получил на это особого указания? Или Ривка не смела сказать это Ицхаку, потому что считала, что если Б-г желал это ему сообщить, Он бы сказал ему прямо или велел ей передать это мужу? Или она стеснялась своего сомнения «Зачем я?», когда близнецы в ней толкались, и того, что не обратилась к мужу, а пошла спрашивать другого пророка?
В любом случае, оба они — и Ицхак, и Ривка — руководствовались и в своих чувствах, и в своем выборе Волей Б-га. Но Ривка спросила о ней и поэтому знала о ней больше.
Эта зрячая любовь побудила ее помешать осуществиться намерению Ицхака. Она действовала как совершенная эзер кэнегдо — помощница против него. В данном случае ей следовало поступить именно так, чтобы исполнить волю мужа — дать благословение достойному и способному прокладывать путь Авраама, освящая Имя Б-га!
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.