Темы: Раввин, Свиток Торы, Синагога, Рав Арье Кацин, Бааль Тшува, Община
«Еврей — это тот, у которого внуки евреи», — слова, которые любит повторять раввин Авраам Бинский
Русским и вправду синагога не нужна, а вот насчет русских евреев имеются разногласия. Многие лидеры американского еврейства и значительное количество самих русских евреев — что здесь, что в Израиле — не видят необходимости обзаводиться своими синагогами и своими раввинами. Напротив, по их мнению, русские евреи должны вливаться в уже существующие структуры, пополняя, а иногда и спасая действующие американские синагоги. Как они говорят, вливаться в main stream.
С самого начала своей деятельности на американской земле раввин Аврахам Бинский, создатель и духовный лидер общины «Морешес Яаков», заявил себя как ярый противник этого «вливания», растворения все еще мизерного числа исполняющих заповеди Торы русских евреев в море американского еврейства. Он считал и считает, что только общины ортодоксальных русскоговорящих евреев могут служить центрами, вокруг которых будет происходить возрождение еврейства.
Так уж оказалось, что одним из самых деятельных сторонников раввина Бинского стал Яков Давыдов, реб Яков — как его зовут в общине, бессменный ее президент.
Необычайна судьба этого человека. В молодости — чемпион флота по боксу, известный московский адвокат, поэт и убежденный атеист, уже в немолодом возрасте попав в Америку, влюбился в религиозную американскую еврейку. Хелен, правда, немного говорила по-русски (и от Сибири бывает польза).
В отношениях будущих супругов иудаизм оказался камнем преткновения. Всякого рода попытки религиозного просвещения — как их реб Яков упорно называл, религиозной пропаганды — упирались в стену устоявшегося образа мышления. Хелен же не мыслила выходить замуж за нерелигиозного человека. И тогда кто-то посоветовал обратиться к раввину Бинскому.
После долгих месяцев бесед и споров наступил момент, когда реб Яков захотел пойти в синагогу… и пришел в подвал дома Бинских, где тогда собиралась наша община. Нас уже было достаточно много. Но для собственной синагоги нужен собственный Свиток Торы, а он стоит немалых денег!
Родной брат Хелен, Дэвид Элбаум, много наслышанный от сестры и ее мужа о русскоязычном раввине, уже находясь на смертном одре, захотел познакомиться с равом Бинским, а познакомившись, решил подарить первой русскоязычной ортодоксальной общине Свиток.
Тут же реб Яков с Хелен полетели в Израиль и заказали красивый Свиток Торы! Даритель успел увидеть лишь фотографию первой его страницы.
Прошло восемь лет, и из того же бруклинского дома вышла радостная процессия со вторым, уже подаренным самой семьей Давыдовых — реб Яковом и Хелен — Свитком Торы. Под музыку и танцы украшенный резным серебром Свиток пронесли восемь кварталов до синагоги общины «Морешес Яаков» на Оушен авеню, 1751.
«Сегодня самый счастливый день в моей жизни!» — танцуя со Свитком, воскликнул реб Яков.
Дай Б-г, чтобы у каждого из нас был в жизни такой день!
КТО ТВОЙ ВНУК
Далеко не каждый человек удостаивается такой чести — преподнести синагоге Свиток Торы. Это не только духовный дар, но и значительные средства. Свиток Торы оценивается обычно в 30-50 тысяч. Президент синагоги «Кехилас Морешес Яаков» реб Яаков Давыдов подарил синагоге второй Свиток Торы.
— Несколько лет назад Вы преподнесли Свиток Торы вашей синагоге. Тогда это было на средства родственника Вашей жены. А на сей раз?
— Полтора года назад я плохо себя чувствовал и обратился ко Всевышнему с молитвой, чтобы он дал мне здоровье дожить до бармицвы моего внука Элиэзера. Я очень хотел подарить Свиток Торы синагоге. Но не мог обещать, потому что у меня не было необходимых средств. Но произошло чудо. После выздоровления Всевышний дал мне возможность заработать эти средства всего за несколько месяцев.
— Позвольте, реб Яаков, прежде всего, поздравить Вас с большим праздником. Что привело Вас к этому дню?
— Память о деде. Мои родители были атеистами. Говорили на идиш только между собой, чтобы мы, дети, их не понимали. Отец все же воспитывал меня в духе Торы. Но понял я это только сейчас, когда сам начал изучать Тору и находить в ней то, чему меня учил отец: ко всем относиться по-доброму, не говорить плохо о людях, быть честным, быть скромным и всегда учиться чему-то хорошему у другого.
Когда мне было шесть лет, и я бывал у дедушки с бабушкой в Житомире, то мой «зейде» тайком от родителей водил меня в синагогу, председателем общины которой он был в течение 40 лет.
В 1990 году я приехал в Нью-Йорк и, помня о дедушке, пошел в американскую реформистскую синагогу. Я был разочарован. Женщина-раввин пела фальшивым голосом, в другой синагоге в субботу играл орган. Это напомнило мне Лютеранский собор в Риге, городе, в котором я прожил много лет. В третьей синагоге мне сразу дали по бумажке прочесть непонятные слова, а в конце молитвы пригласили остаться и как русскому налили водки. Я выпил, но решил больше туда не возвращаться, потому что не желал делать то, чего не понимаю. Более того, принял решение больше по синагогам не ходить.
— Что же изменило это решение?
— Вы будете смеяться: газета «Еврейский Мир»! Я как-то прочитал комментарий Элиягу Эссаса к недельной главе Торы. Читал и перечитывал и удивлялся тому, что не понимаю. Я вспомнил о прочитанной ранее книге известного американского писателя — сценариста Германа Вука «Это мой Б-г».
Знакомство с русскоязычным раввином Аврахамом Бинским изменило мою жизнь. Первое рукопожатие, первый взгляд — и я понял, что это тот человек, который укажет мне правильный путь. Самым трудным оказалось менять свое мировоззрение, оторваться от марксизма и обрести новую систему ценностей и взглядов. В дальнейшем решил помочь моему раввину создать синагогу для русскоязычных евреев и стал ее президентом.
— Есть ли необходимость, на Ваш взгляд, в создании синагог для русскоязычных евреев?
—. Друзья, которые разделяют общие интересыБезусловно. У американцев другая ментальность, нам нужен свой раввин, который нас понимает.
— Одним из самых трогательных моментов в церемонии вручения Торы было выступление Вашего внука.
— Я очень горжусь им. Он учится в йешиве Эзра Академи в Квинсе и продолжит свое еврейское образование в 9 классе этой же школы в следующем году. Я горжусь своим внуком Элиэзером потому, что он добрый, щедрый и серьезный юноша. Когда ему было 7 лет, он впервые собрал какие-то деньги в копилке и передал нашей русскоязычной синагоге. Недавно он получил премию в йешиве за хорошую учебу — 100 долларов и попросил переслать эти деньги в Израиль нуждающимся. Свою первую в жизни зарплату — 40 долларов он также отправил в Израиль.
Выступая на празднике, Элиэзер сказал, что мечтает, подобно дедушке, подарить Свиток Торы синагоге. Я помнил о своем «зейде», и эта память привела меня здесь в синагогу. Верю, что и мой внук будет помнить обо мне, об этом прекрасном празднике Торы, который осветит его жизнь.
Раввин Авраам Бинский будет Почётным Гостем Благотворительного Вечера Толдот Йешурун , и приглашает всех принять участие в поддержке Толдот Йешурун.
Читайте: Ежегодный Благотворительный Вечер Толдот Йешурун в Нью Йорке
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего