Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда, Заповеди, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Загробная жизнь, Материальность
Теперь давайте разъясним конец стиха из книги Когелет: «И вот плачут ограбленные, и нет им утешителя; из руки грабителей сила, и нет им утешителя». Совершенно непонятно, зачем сказано два раза одно и то же; и выражение «из руки» также очень тяжело понять. Я уже комментировал этот стих, но мне хочется разъяснить его еще раз самым простым образом. Воспользуюсь для этого притчей, которую слышал от автора книги Коль Йегуда. Он говорит, что этот мир можно сравнить с человеком, который отправился в далекую страну, чтобы добыть там пропитания для семьи. И те несколько лет, которые он находился там, сделал Б-г удачными для него, и стал он большим богачом; занимался же он там торговлей жирным мясом и лучшими сортами рыбы. Пока он отсутствовал, малолетние сыновья его подросли, дочери достигли брачного возраста; жена его и все домочадцы начали упрашивать его вернуться. Он согласился и уведомил их, что вернется к Новолетию. Все домочадцы, его родственники и вся его семья обрадовались радостью великой.
И подумал он: «Дорога передо мной очень дальняя, добираться домой придется через несколько морей, и стоить это будет целого состояния. Хорошо бы купить что-нибудь здесь и отвезти в родной город — так смогу я окупить хотя бы дорожные расходы. Значит, разумно будет сначала выяснить, что здешние жители более всего ценят, а затем на все деньги, что есть у меня, накупить именно этого и отвезти домой. Несомненно, так я очень много заработаю, да и имя свое прославлю!»
И стал он изучать все имеющиеся товары и обнаружил, что самые дорогие и нужные всем товары в этой стране — те самые, на которых он разбогател, то есть изысканные кушанья: жирное мясо и лучшие сорта рыбы, — и что они-то и идут здесь лучше всего. Кроме же этих вещей никакой товар спросом не пользуется: ведь золота, серебра и драгоценных камней здесь очень много. И подумал этот человек: «Раз так, правильно было бы мне докупить еще разных сортов лучшего мяса и рыбы в дополнение к тем, которые уже хранятся у меня на складе, и отвезти все вместе домой; нет сомнения, что смогу я на этом хорошо нажиться. Ведь сколько людей каждый день приходят ко мне в магазин и сколько денег тратят они на еду!»
И на все свои деньги он накупил еще несколько сотен пудов самого жирного мяса, и самой нежной рыбы, и еще множество самых разнообразных редкостей и изысканных деликатесов и упаковал все в ящики, чтобы везти домой. Оставил он себе лишь немного денег на дорожные расходы, все остальное же вложил в продукты, подумав: «Лучше не везти домой деньги, а купить на них товар, чтобы прибыль была побольше».
И послал он домой письмо, в котором сообщал, что появится в такой-то день с огромным количеством товара, и попросил поэтому прийти встретить его и помочь довезти поклажу до дома. Вся его семья, все домочадцы собрались приветствовать его; присоединились к ним и многие жители города. Когда процессия подошла к городским воротам, встретили ее сборщики налогов и сказали: «Далее ни шагу, покуда не откроешь ты все свои ящики и не предъявишь нам свой товар, чтобы мы знали, какой налог ты должен заплатить». И когда открыл он свой багаж, «исполнилась мерзким запахом вся земля», потому что сгнило все мясо, вся рыба и весь жир за те месяцы, что провел он в пути, и лишь черви кишели там. Как же опозорился он! Сказали ему: «Забери все, что ты привез, и скорей выброси в море, чтобы воздух нашего города не стал гнилым!» И если у него еще осталось в кармане несколько динаров, должен он был нанять на них людей, которые выбросили все его ящики в море. Остался он голым и босым, да еще и презираемым всеми жителями города, которые с такой торжественностью вышли встречать его. Даже жена подняла на него голос: «Что же привез ты мне?! Ни одежды нет, ни денег, ни пропитания, чтобы насытить голод наш! Лишь позор и стыд достался нам, так что не выйти теперь нам за ворота из-за этого бесчестья!»
Так подкосили его перенесенные страдания и срам, что лег он и заснул; жена же его стала обыскивать его одежду: не спрятал он что-нибудь? И нашла она маленькую коробочку, а в ней — самоцветный камень — из тех, что во множестве попадаются в той далекой стране, куда ездил муж ее. Отнесла она камень к ювелирам, и сказали они: «Это — великолепный камень, и стоит он несколько тысяч золотых!» Продала она камень и тут же накупила превосходной домашней утвари, раскрашенных тканей и убрала свой дом так красиво, как только можно. Ночью, когда встал ее муж с постели и увидел, что дом его выглядит потрясающе и можно найти в нем любые украшения, стол ломится от лучших кушаний, а жена ласково улыбается ему, — удивился он до невозможности. Ведь только что дом его был пуст, а жена злилась на него ужасно, а сейчас все стало так хорошо! И попросил он жену открыть ему причину такой перемены, и рассказала она, как нашла в его платье драгоценность, завалившуюся в один из карманов. Услышал он это — и разрыдался, и никак не мог утешиться, и лишь повторял: «Да ведь там, где я был, таких камней тысячи, и не стоят они почти ничего! Где же была моя голова? Как же я оставил их, а купил вместо них скоропортящийся товар, принесший мне лишь стыд и поношение?!»
То же самое происходит с любым человеком. Главная цель его прихода в этот мир из мира вышнего — в том, чтобы собрать для себя сокровище Торы и добрых дел. Однако, оказавшись здесь, он забывает эту цель и все свои дни посвящает заботе о своем теле: кормит его, поит, одевает и обувает, добывает красивое жилище и так далее, на душу же свою обращает внимание лишь изредка. А когда истекают дни его и возносится душа его ввысь, спрашивают ее: «Какой же товар ты приобрела, пока находилась в нижнем мире?» И оказывается, что все ее силы потрачены только на нужды материального тела, на то, чтобы вырастить его побольше да потолще, и ради этого все свои дни сделал человек праздниками. И говорят тогда ему: «Возьми все, что принес ты сюда!» (Так говорят мудрецы Талмуда благословенной памяти: через три дня после смерти живот человека раскрывается и все вываливается в рот человека, говоря: «Забери-ка то, что ты принес!» И именно это имеет в виду стих, говорящий: «И разбросал Я навоз по лицам вашим». — Прим. сост.) И стоит душа, опозоренная и пристыженная, у всех на глазах. Да еще и наказание получает она в аду за прегрешения ее.
Но известно, что даже у худших евреев есть несколько заслуг: они молились, отвечали: «Да будет благословенно Имя Великое…» при чтении Кадиша и т.п. Поэтому, когда кончается определенный человеку срок наказания в аду, забирают его в райский сад, встречают его там с почетом, и ангелы располагаются вокруг него. Он же удивляется всему этому и спрашивает ангела: «Как же так? Ведь вначале был я так страшно посрамлен, и рядом со мной не было никого, кроме ангелов гнева; сейчас же меня с почетом сопровождают ангелы Служения, и наслаждается моя душа невыразимо!» И отвечает ему ангел: «Знай, брат мой, что в твоем багаже нашли несколько заслуг исполнения заповедей и немного Торы, которую учил ты в нижнем мире, собрали твои ответы на Кадиш и т.д. —
вот за это и дарованы тебе почет и наслаждение!» Слышит душа это — и заходится плачем великим: «Да ведь в том мире, где была я, были тысячи таких заповедей каждый день, и если бы я поторопилась, могла бы собрать все их! Если бы была я чуть-чуть расторопнее, набрала бы себе тысячи слов Торы каждый день, тысячи ответов на Кадиш и призыв: “Благословите…” каждый день! Что же сделала я? Как же променяла я все это на заботу о своем бренном теле, которое сгнило и пропало?!»
Об этом говорит стих: «И обратился я (…) и увидел всякие притеснения, которые совершаются под солнцем»; речь идет о людях, которые отбывают наказание в аду за свои злые дела. «И из руки грабителей сила, и нет им утешения» означает вот что: даже когда отнята сила у грабителя и притеснителя их, то есть когда истек срок наказания в аду, все равно нет им утешителя, ибо когда слышит душа, что весь тот почет и все то наслаждение, которые ей сейчас дарованы, все это она заработала теми несколькими заповедями, которые исполнила в нижнем мире, — начинает она проклинать сама себя, причитая: «Пока я была в нижнем мире, в силах моих было собрать себе сто тысяч раз по столько, и достигла бы я тогда очень высокой ступени, сравнявшись с богатыми товарищами моими; лишь собственным грехам моим обязана я тем, что уровень мой столь низок!»
Все, о чем мы здесь сказали, намеком содержится в высказывании мудрецов наших: «В будущем мире каждый обжигается сиянием балдахина товарища». Поэтому «мудрый — глаза его на месте», пока он еще в этом мире, и будет он счастлив, и благо будет ему.
Шем Олам, 9
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего