Темы: Смысл жизни, Душа, Вечность, Мировоззрение, Наслаждения, Духовность, Жизнь, Рав Ашер Кушнир, Связь с Творцом, Самосовершенствование, Материальность
Стенограмма одноименноого урока рава Ашера Кушнира
Доброе утро. Вчера мы закончили наше занятие вопросом всех вопросов: «Для чего человеку жизнь, для чего жить?». Вас наверняка интригует ответ. Меня тоже, но немного в другом ракурсе.
Не знаю, обратили вы внимание или нет, но всё предыдущее занятие в принципе можно было бы сформулировать в одном коротком предложении: «В чём смысл человеческой жизни?». И непонятно как, но одно это предложение растянулось на, приблизительно, час двадцать. Вот теперь, для меня загадка, а как это занятие, где надо дать практически неограниченный по объёму ответ, вот как его втиснуть в час двадцать? Не понимаю, но попробую.
Мы сейчас попробуем дать ответ на вопрос всех вопросов, на самое важное и всеобъемлющее в жизни человека: «Что есть сама жизнь? Для чего она дана нам?». И, как вы понимаете, так, как сама жизнь сложна, по-видимому, так же и ответ сложен. Поэтому даже при всём старании изложить сложное самым простым языком ждёт нас нелёгкая работа, потребуется всё наше внимание от начала и до конца. Урывками просто не получится понять. Ну, заодно и не до смеха. Смеяться как-то получается больше над тем, какая жизнь у нас есть, а не над тем, какая она должна быть. Надо настроиться на серьёзную работу.
Но прежде чем перейдём к непосредственному ответу, спросим: А как знать, что этот ответ или другой ответ истинный и верный? А? И иди знай, а вдруг снова дурят? Есть много мнений.
Действительно, вопрос: «В чём смысл человеческой жизни?» — задавали не только мы тут с вами, этот вопрос задаёт любой думающий человек с зари существования человечества и до наших дней. И сколько было мыслителей, столько было и ответов. Ну, откройте книги, послушайте людей.
Как разобраться, что истина?
Да и вообще, а что это такое, истина?
Время от времени слышатся голоса, что надо искать истину. Ха, вот смех. Само это понятие довольно-таки далёкое от нас, как-то не принято никакой истины искать. Информацию — да. Поделиться своим мнением — да. Послушать лекцию. Искать истину?
А ну, выйдите на улицу и спросите людей: «А вы истину ищете?». Они на вас посмотрят как на сумасшедших. «Чего? Вы уже выплатили ссуду на квартиру?» Один так и отреагировал: «Ты что, выпил? Что за истина? Название фирмы?» Мы, в принципе, всё ищем в жизни, всё, кроме основного: «В чём истинный смысл жизни человека?». Вот это не ищем, а ведь от этого ответа и должна зависеть вся наша жизнь, это первое, что мы должны искать. Получается, что с того момента, когда человек осознаёт самого себя, первое, что он должен сделать — понять где истина. Начать искать её. С этого всё начинается.
На языке Торы истина это эмет, буквы: алеф, мэм, тав. Интересно пронаблюдать, как уже в этом слове всё содержится в виде намёка. А ну, вспомним прошлое занятие. Человек внезапно появляется в точке А, под названием «роддом», и тут же начинает неумолимо двигаться в точку Б, кладбище. Мы подчеркнули больше в этом маршруте географические названия, но на самом деле жизнь начинается в роддоме от матери, а заканчивается смертью на кладбище.
Скажите, как на языке Торы «мать»? Эм, алеф-мэм. А как усопший? Мет, мэм-тав. То есть вся жизнь человека проходит и находится между мамой, эм, и смертью, мет. Составьте теперь вместе эм и мет. Что получится? Эмет — истина…
Вся жизнь человека от рождения, эм, от мамы и до смерти, мет, — для того чтобы он искал истину: «Для чего он тут появился, между мамой и смертью?». Надо искать истину, надо искать истину. Но только вот проблема, какую? Ведь у каждого истина своя. Вы обратили внимание, люди ходят со своим мнением. Люди крепко держатся за свою истину.
Вот Абрашу однажды спросили: «Сколько сейчас времени?». Он задумался и говорит: «Вот, по-моему, полдесятого». «Что значит по-моему? Абраша, не валяйте дурака. Сколько сейчас времени?». «А я вот считаю, да, вот моё, моё личное мнение, сейчас без пяти десять. Я что, не имею права? Вы мне указывать будете?». «Абраша, у вас есть права. Это очень хорошо и похвально, что вы так считаете. Это даже очень трогательно, что у вас есть своё личное мнение, но всё-таки, сколько сейчас времени по-настоящему, объективно?» Так и у нас.
Как вы понимаете, в мире есть много Абраш, и у всех своё мнение о смысле жизни. Но мы, по-видимому, будем искать ответ, не зависящий от мнения Абраши, от мнения человека и всего человечества. Почему? У Абраши мнение субъективное, «по-моему», «полдесятого», а мы ищем объективное, «сейчас двенадцать». Верное для всех, то есть не зависящее от их мнения. Более того, мы хотим найти объективный, не зависящий ни от чего смысл человеческого существования. Не связанный с конкретным человеком, ни с его творческими успехами, ни с профессиональной карьерой, ни увлечениями, ни удовольствиями, а такой, чтобы даже на необитаемом острове, в изолированной камере, в одиночестве и страданиях человек был преисполнен смыслом своего существования. Другими словами, столько, сколько человек жив, и неважно, где, что и как, должен быть смысл в его жизни. Вот именно такой смысл мы и ищем. Это первое. Объективность.
А является ли объективность единственным критерием истинности? Необходимым — да, но не достаточным. Для истинности требуется ещё полнота.
Чтобы придти к правильному выводу, необходимо охватить всю картину. Надо учесть все факты и явления. Только так можно найти истинную причину.
Вот смотрите. Когда вы застряли в пробке и начинаете бибикать машине перед вами, тяжело догадаться, что причина пробки не в этой машине перед вами, а в другой, за три квартала отсюда. Чтоб это понять, надо подняться вверх. Вот оттуда, сверху, видна не часть, а вся картина.
Когда мы хотим получить истинный ответ, нужно обладать полнотой знаний. Тяжело знать, что происходит в большом зале, заглядывая туда через замочную скважину. А мы что? Хотим понять человеческую жизнь, вглядываясь в неё через щёлочку своей жизни. А где те, кто жили до нас или будут жить после нас?
Чтобы дать истинный ответ, нужен взгляд на всё человечество от начала до конца и, естественно, на жизнь человека как индивидуума от начала и до конца.
Если мы уже упомянули слово эмет, «истина», то обратите снова внимание: истина только там, где всё учитывается от алеф до тав, то есть, по-русски, это от А до Я, от первой буквы до последней. Должна быть полнота. Только тогда можно говорить об истине.
Есть ещё одно необходимое условие истинности. Она должна объяснять всё.
Что всё? Всё. Все явления, то есть быть непротиворечивой.
Это как в критериях истинности научной теории. Какая научная теория считается верной? Та, которая может однозначно объяснить все явления, которые она предполагает объяснить. А если, вдруг, обнаруживается некое явление, которое эта теория не объясняет? Значит, теория не верна. Так и тут. Когда мы ищем истинный ответ на вопрос о смысле жизни, мы будем искать одно объяснение, один корень, одну причину, которая объяснит как всю жизнь человека как индивидуума, от начала и до конца, так и всего человечества в целом, от начала и до его конца.
Один ответ, который объяснит и придаст смысл каждому явлению и соберёт миллиарды миллиардов деталей нашей жизни в одно единое целое. Как в гигантском пазле, мозаике, в котором на первый взгляд разрозненные и непонятно для чего предназначенные маленькие части, вдруг, собираются в одну общую осмысленную картину. О! Вот это, то, что мы ищем. Вот такой ответ, который будет объективный, всеобъемлющий и охватывающий все обстоятельства жизни. Плюс, дающий одно объяснение всему в жизни. Вот такой ответ будет обладать свойством истинности, и именно такой ответ мы ищем. То есть, на меньшее, чем абсолютная стопроцентная истина, не стоит даже время тратить.
Мужской голос: А откуда, что есть абсолютная истина?
А откуда вам абсолютная истина, что нет абсолютной истины. А?
Смех в зале.
Но я вас понимаю. Слышать, что есть абсолютная истина, очень страшно, но это отдельная тема.
Итак, мы будем искать абсолютную истину. Вот только где, у кого этот ответ находится? Кто обладает абсолютной истиной? Вспомните вчерашнее занятие. Мы у кого-то тут долго выясняли: по своему ли желанию он родился. Выяснилось, человек рождается не по своей воле, живёт не по своей воле, умирает не по своей воле. Сознание и желание человека не участвовало в его появлении и исчезновении из этого мира, то есть не мы причина нашей жизни. А если не мы являемся причиной нашего существования, то где же эта причина находится? Если не в нас, значит, вне нас. Извне.
А ну, ещё раз вспомните прошлое занятие. Пример со звездолётом. Когда на каком-то этапе народ забыл, куда он летел. Когда те самые космонавты летели в звездолёте, то были и такие, кто изнутри пытался догадаться, как они тут оказались. Куда летят и зачем. Строили предположения. Ну, там было много Абраш. Но только взгляд их близорукий, в пределах занимаемого пространства. Там внутри нет решения этого вопроса. Нужен взгляд извне, объективный и охватывающий, объясняющий всё. И он был, он существовал, но не в самом звездолёте, а с той самой Земли, которая их послала, этот звездолёт создала, цели установила и так далее. Там находились ответы на все вопросы.
Женский голос: А на звездолёте?
На самом звездолёте? Вы правы, там тоже был ответ. Там действительно была одна заваленная древними книгами комната со странным называнием «Пульт управления». И там доживал свой век один такой глубокий старикашка. Он действительно рассказывал им небылицы, о какой-то Земле, в книги какие-то пальцем тыкал. «Тут всё написано, — хрипел он. — Тут ответы на все ваши вопросы. Куда летим. Для чего». Но, увы, уже никто не понимал сложного языка этих книг. Да и старикашка особого такого, знаете, впечатления не производил. Одет был странно, не по космической моде, да и в музыке особенно не разбирался. Верил во всякие глупости. Старенький такой, верующий, наверняка чокнутый. (Смех в зале). Он что-то говорил, но его никто не хотел слушать.
Вы правы, все ответы были на этом звездолёте, но у одних не было для этого времени, у других интереса, и вообще сама тема уже не подходила продвинутому духу космонавтов. Говорить о смысле жизни было не модно.
Но основное тут, обратите внимание: ответ был на звездолёте, но откуда он там появился — с той же Земли. Ответ, куда они летят, находился извне. Не внутри. Так и у нас. И хотя мыслители и пытались давать ответы, но, увы, в рамках их узкого видения мира принципиально нет ответа. Не дано человеку, в силу его ограниченности, постичь секрет жизни. Никакое исследование не найдёт логики в человеческой жизни. Нужен взгляд извне. Только оттуда можно постичь абсолютную истину.
Вот такая абсолютная истина, объективная и всеобъемлющая, может находиться у Того, и только у Того, Кто этот мир сотворил и нас в нём. Кто передал через пророков все секреты этой жизни тем, старичкам, за пультом управления, глубоким старцам и мудрецам. И они передавали эти ответы из поколения в поколение. Частично устно, частично через свои таинственные и священные книги. Ответы есть, тут, на Земле, дошли до нас. Они неподвластны ни времени, ни моде. Они неизменны и вечны. Они есть! Надо чтобы только хоть кто-то захотел их услышать.
Долгая молчаливая пауза.
Итак.
Для чего человеку была дана жизнь? В чём её смысл? А? Может не надо?
Смех в зале.
Я просил всех слабонервных… Всё будет нормально.
Ответ
Человек появился в этот мир для того, чтобы свою короткую жизнь превратить в жизнь вечную, а своё бренное существование в максимальное наслаждение.
Не расслышали?
Голоса из зала: Нет!
Повторим ещё раз.
Человек сотворён для вечного наслаждения. Жить бессмертно и наслаждаться максимально.
О, это нормально, это пойдёт… Вам стало легче.
Смех в зале.
А вы боялись, что скажу, что надо быть религиозным.
Взрыв смеха в зале.
Итак… Вечное наслаждение.
И если бы не опасение, что ребята эти слова не так поймут, то, в принципе, на этом можно было бы занятие завершить. Поэтому попробуем разобраться, что такое вечное наслаждение. Ну, поподробней, поглубже, чтобы ничего не перепутали. Ведь ничего вечного в нашей жизни нет, а все наслаждения временные. Что же имеется в виду под вечным наслаждением?
Итак, по порядку.
Давайте для начала проясним, что подразумевает понятие «максимальное наслаждение». Да. Начнём с простого. Начнём с просто удовольствий.
Если мы внимательно присмотримся к человеку, то обнаружим, что он постоянно находится под воздействием двух сил. С одной стороны старается избежать страданий, неудовольствия, «не хочу», а с другой вечно ищет, как получить удовольствие, «хочу». И так с утра и до ночи. Ну, прикиньте, прикиньте. Стремление получить удовольствие — внутренний двигатель человека. Нас изнутри всё время толкает на поиск удовольствия. Давайте пройдёмся по человеческим удовольствиям. Начнём с детства.
Что ребёнку доставляет удовольствие? Много что.
Но основное?
Голос из зала: Сладкое!
Конфета, шоколад, сладкое, еда. Даже готов тихо себя вести, чтобы получить какую-то там сосульку, мармеладку.
Чуть подрос — велосипед, трёхколёсный. Игры. Ну и плюс шоколадку.
Стал подростком — одежда, по моде. Плюс велосипед, двухколёсный, и шоколадка.
Ещё больше подрос — пол, противоположный. Тело налито телесностью сильно, хочет всех телесных удовольствий. Ну, естественно, плюс мода, четырёхколёсный и шоколадка.
Где-то к тридцати годам вдруг понял: «Всё это ничто. А основное удовольствие — это деньги. Много денег». Ну и плюс… Это не то, что он раньше этого не знал, ещё как знал, но это не было так ясно и желаемо и так приятно.
Стукнуло сорок. Так. Деньги есть. Мода. Шоколадка. Мерседес. От пола осталась половина. Ну и что сейчас? Что есть удовольствие? Власть. Почесть. Слава. Ах. Самое время в политику удариться, стать директором, деканом, «Нобеля» получить, прославиться. Вошёл, сто тысяч заорали: «Абраша! Абраша!». Приятно.
Или, к примеру, альпинист в гору лезет, на Эверест. Какая-то сила толкает его, и он лезет-лезет. Весь оцарапался, кровь льётся, отморозил всё, что можно было отморозить, но на гору залез. Какое наслаждение… Залез, посмотрел вниз, плюнул и расписался: «Я был тут». Вот это наслаждение, вот это удовольствие. Для этого готов на всё. И неважно, что теперь не знает, как слезть с горы. Шесть месяцев в больнице — не страшно. Калека — не страшно. «Я гору покорил!» До конца жизни будет об этом всем рассказывать: «Послушай, внучок, когда я полз в гору…» «Ну, дедушка, ну, сколько уже можно, мы уже знаем это наизусть». (Смех в зале). «Сиди, всё равно слушай». Вот это удовольствие.
Вы обратили внимание? В течение жизни человека его удовольствия проходят трансформацию от простых, примитивных, телесных (еда, шоколадка) до довольно-таки бестелесных, нематериальных удовольствий. Можно даже их назвать условно «духовными», как то слава, почесть, уважение.
Или, к примеру, месть. Ах, какое удовольствие.
Вот Абрашу обидели. И не просто обидели, а сильно обидели. И он так сжался, от обиды печь стало. И вдруг этот обидчик идёт по коридору, делает несколько шагов, наступает на корку от банана и с грохотом прокатывается по всему полу. Знаете, так нелепо разбрасывая руками. И Абрашей в одну секунду овладевает такой приступ смеха, и неограниченное чувство наслаждения разливается по всему телу. Ах. Сладкая месть. Это не шоколадка, не Мерседес. Вот это, вот это удовольствие.
Но только какое? Материальное? Это ближе к «духовному».
То есть материальные удовольствия — они, конечно, доставляют нам наслаждение, но чё-то не то. Они ограничены по объёму, по качеству, а вот духовные нет.
К примеру, вы любитель пива. Ну, угощайтесь. Хорошо? Вкусно? «Да». О! Очень хорошо, но только мы вам хотим дать максимальное удовольствие от пива — вот вам пиво всего мира. Нате, пейте. Это доставит вам максимальное удовольствие? Никакого.
А вот в «духовности», наоборот, чем больше почести и славы, тем больше удовольствия.
Вывод: духовные удовольствия гораздо сильнее, чем телесные.
И чем они более «духовные», тем более сильные и тем дольше они длятся.
А где же искомый максимум?
По экстраполяции легко придти к простому ответу. Максимальное наслаждение, которое только может быть, находится там, где присутствует максимальная духовность.
Ну, а где находится максимальная «духовность»?
В Абсолюте!
Итак, цель жизни получить удовольствие, получить наслаждение. Но какое? Максимальное.
А где оно находится? В абсолютной духовности.
Если мы добиваемся максимальной нашей духовности, там будет и максимальное наслаждение. Давайте это запомним и чуть дальше это ещё глубже объясним.
Теперь разберём немного второе понятие — вечность.
Как сделать, чтобы эта жизнь не кончалась?
«Какая вечность!? — закричите вы. — Всё упирается в могилу, дальше не пробьёшься».
Посмотрим, есть ли выход из этого тупика. В этой точке мы должны были бы сделать длинное-длинное вступление, но, увы, без предварительных объяснений скажем простыми тезисами так:
Человек живёт в одно и то же время в мире материальном и в мире духовном; человек состоит из материального и духовного.
Материя, материальное, ограничена в пространстве и времени, поэтому у неё есть начало и у неё должен быть конец. Духовность не ограничена, она не имеет начала и у неё нет конца — духовность вечна. Человек состоит из тела материального и души духовной. И тогда следует сделать следующий простой вывод. У материального тела было начало, значит, должен быть конец — из праха пришло, в прах уйдёт. А духовная душа на веки вечные существовать будет. Вот вам и вечность. Только, скажем точнее, кто жил для тела, всё в прах тела и ушло, а кто жил для души, то всё на веки вечные и жить будет. И тут уже намёк на дальнейший рецепт вечности. Если человеку удастся своими силами превратить подаренную ему материальную жизнь в жизнь духовную, то есть одухотворить материальное, то тогда такая духовная жизнь никогда не кончится, она будет продолжаться вечно.
Итак, оба понятия: и «наслаждение», и «вечность» упираются в понятие «духовность», «духовная жизнь». Теперь, иди знай, что ребята под этим понимают, поэтому несколько слов, что под этим понимается.
Однажды, на одном из занятий, когда речь зашла о духовной жизни, я слышал приблизительно следующее объяснение: «Что, я? Я живу духовной жизнью. Раз в неделю театр, три раза в кино, успеваю книжку закончить, ну, и, конечно, интернетик — каждый вечер провожу время, телевизор не выключается». Вне всякого сомнения, есть в этом больше тяги к духовности, чем у папуаса из Новой Гвинеи. Ну, не в обиду папуасу. (Смех в зале). Но это и типа этого духовностью мы не называем. Всё перечисленное не столько его дух и разум питают, сколько его воображение. И тут важно не попутать функции разума и воображения. Ну, об этом есть целая лекция, кто захочет услышать, в серии «Анатомия человеческой души».
А где же должна проявляться духовность в человеке? В его разуме.
Там духовность. Но только и тут не всё просто. Не любая деятельность разума духовна в нашем понимании. Решать задачки, разгадывать ребусы, ломать голову над кроссвордами, не говоря уже о творческой деятельности, — для этого, несомненно, требуется работа разума. И это, конечно же, духовно и похвально. Но в этом всего лишь проявляется естественная потребность разума к присущему ему роду деятельности. Как другие органы: сердце — кровь гнать, желудок — пищу переваривать, а разум, разум — рассуждать.
Духовная жизнь, о которой речь идёт, — не тогда, когда разум автоматом в нём заработал. Как было сказано, это его естественная потребность. А в чём? А тогда, когда вопреки всем остальным внутренним желаниям, он заставил свой разум работать. Особенности духовности разума проявляются, когда он доминантен в противоборстве с материальностью тела. Духовность находится там, где разум контролирует эмоции и телесные желания, руководит ими. Ааа… Совсем не там, где мы предполагали.
Духовность находится там, где сила разума побеждает всё остальное, где дух побеждает материальное.
Вот это та духовность, которую мы имели в виду, говоря о вечном наслаждении. Вот такой духовности мы и ищем. Ну, а как эта духовность в нашей жизни в конечном итоге проявится — во взгляде на мир и на себя в нём.
Рав Деслер сказал приблизительно так: «Человек приземлённый, материальный, видит вокруг себя только материальность этого мира. А человек духовный? О! Есть у него совсем другой взгляд, он во всём вокруг видит духовную суть, содержание, а материальность — ну, только как следствие духовности в нём. И кто смотрит на этот мир взглядом духовным, удостоится увидеть всю глубину этого мира и всей своей жизни до Причины всех причин». Давайте и мы пойдём по этому пути. Пути духовного взгляда на всю нашу жизнь. И подведём промежуточный итог.
Итак, смысл и конечная цель человеческой жизни — удостоиться вечного блаженства, наслаждения.
Источник вечного — абсолютная духовность.
Источник наслаждения — абсолютная духовность.
Получается, что смысл человеческой жизни — удостоиться близости, точнее единства, единения с абсолютной духовностью, то есть с Творцом. Конечная цель, там, в конце — слияние творения и Творца. И тут зададим вопрос несоизмеримо более глубокий и сложный: «А может ли человеческий разум понять: а почему именно это цель жизни? Почему наслаждение? Для чего вечность? Близость? Можно ли проследить внутреннюю логику?». А если получим ответ, то по определению этот ответ раскроет все загадки нашей жизни. О! Это то, что мы ищем.
Попробуем, но только я должен оговориться. Может быть, для кого-то то, что мы сейчас скажем, будет очень абстрактно, очень-очень непривычно, вне рамок привычных категорий мышления. Прошу, не пугайтесь, наше занятие мы записываем на плёнку, можно будет её прослушать несколько раз. Заодно, я очень далёк от мысли исчерпать эту тему. Тяжело объять необъятное за пару минут, хотя наше поколение так и любит, ну, «в двух словах». Поэтому попробуем показать только схему основного, с максимальной осторожностью подбирая каждое слово. Кратко и… чуть не сказал «ясно». Кому это будет неясно, я прошу, не засыпайте, это займёт минут десять-пятнадцать. Но только проблема не с теми, которым это будет не ясно, а с теми, кто посчитает, что всё понятно. Тогда спросите, а для чего же это я говорю? Ну, во-первых, если я не дам ответ, найдутся те, которые скажут, что его нет. Во-вторых, пробудить интерес к поиску истины. Это надо учить, последовательно, глубоко. Это требует времени, усилий, но без этого ничего не поймём.
Кстати, переведены на русский язык несколько фундаментальных трудов рабби Моше-Хаима Луцатто, Рамхаля, называется одна книга Дэрех а-Шем, вторая Даат Твунот. Попробуйте найти эти книги, изучить их глубоко, с кем-то, кто в этом разбирается. Там вы сможете найти полный и развёрнутый ответ на всё, что мы тут упоминали.
Итак, снова вспомним. Человек приходит в мир не по своей воле, живёт не по своей и уходит из мира не по своей воле… Значит, причина существования человека находится вне его. Человек сотворён. Есть Творец, сотворивший весь мир и нас в нём. Истинная суть Творца непостижима. И только то ограниченному человеческому разуму известно о Нём, что Он существует и Он совершенен всеми видами совершенств. И Его реальность проста.
Абсолютное совершенство Творца предполагает наличие в Нём всех совершенств. Причём, как в форме пассивной, так и активной.
Волей Творца было оставить Свою мощь в потенциале, но в проявлении этого потенциала больше проявляется качество совершенства.
Была на то Воля Творца — осуществить Свой потенциал в явной форме, то есть перейти из пассивного состояния в активное. Но любая активность предполагает воздействие на что-то. Когда есть что дать, должно найтись то, что это примет. То есть выход реальности Творца из потенциальной в явную форму предполагает сотворение реальности, которая эту активность воспримет.
Саму реальность абсолютного совершенства Творца, по определению, мы называем благом или добром.
Творец — это, для нас, абсолютное добро.
Только в Нём абсолютный альтруизм. Вот это, Свою суть добра, Творец решил дать творению. То есть целью творения было дать от блага Творца другим. Ещё раз. Целью творения было дать от блага Творца другим.
Из этого исходит, разворачивается, вся реальность мира. Одно теперь по цепочке переходит в другое.
Поскольку Творец — реальность абсолютная и поскольку Он возжелал дать благо другим, то недостаточно дать немного блага, а только максимальное благо. Но какое? Как Он сам? Это не может быть, ведь Творец абсолютен. В чём же смысл? Дать предельное благо, которое только само творение сможет принять.
А ну, проясним, чтоб было яснее. Ну, возьмём условно, к примеру, царя и его царство. Предположим, что царь хочет максимально наградить своего подданного. Где тот максимум, который он может ему дать, оставаясь при этом царём? Ну, по-видимому, не шоколадку, не дочку замуж и даже не полцарства.
Максимальное вознаграждение будет в максимальном приближении к самому себе. Не вместо себя. «Только я, царь, выше тебя, а ты мой самый большой приближенный, номер два в царстве, с соответствующей властью и влиянием на всё царство».
Вот так и тут.
Постановила Мудрость Творца о воздаянии блага другим. Но нет другого блага кроме самого Творца, поэтому истинное воздаяние блага будет в том, что творение сможет приобщиться, приблизиться к Творцу максимально возможным приближением. И насколько близко творению удастся приблизиться к Творцу, настолько насладится оно истинным благом, которое только возможно для него, пребывая в нём на веки вечные.
Что-то понятно?
Голос из зала: Ничего.
Отлично! (Смех в зале). В конечном итоге это надо будет учить, как мы и говорили об этом. Но ничего страшного. Продолжим.
Ещё раз.
Замысел Творца в творении — создать творение, которое сможет насладиться величайшим благом близости к Нему, максимально для самого творения. Это и подразумевается, когда мы говорим о максимальном наслаждении, и что оно духовное и вечное. Ведь Творец — абсолютная вечная духовность.
Как удивительно, но этот ответ, хотя мы его только начали, он уже объясняет большую часть нашей жизни. Желания человека, его интуиция, по большому счёту, глобально, его не обманывают.
Мир устроен самым чудесным образом. Всё, что есть тут, в этом ограниченном мире материи — это проекция того, что есть в мире неограниченном, бесконечном — духовном. Всё, что в конце, есть уже в начале. Всё, что будет там в макро, находится тут, уже, в микро.
А ну, прислушаемся к нашим самым глубоким и сокровенным желаниям.
Что для человека самое дорогое и важное? Его жизнь.
Что больше всего хочется? Жить!
А сколько он живёт? А лет семьдесят-восемьдесят. Мало. Хочется больше, дольше.
Согласны? Да.
А если жить дольше, но в страданиях? Не-е-е. Это нет.
То есть жить хочется, но важно как. Не то, что без страданий, жить хочется в удовольствии, в наслаждении. О, о. Тогда можно жить долго.
Вот мы и докопались до самого центра человеческих желаний. Чего больше всего хочется? Жить в удовольствии. Вот оно. И это, в принципе, включает всё, абсолютно всё. И вот чудо. Именно для этого человек сотворён. Подумайте только. То, что заложено в нём в мини-масштабе, в конечном итоге, получит в макро. То, что человек хочет на уровне примитивном, если удостоится, получит на уровне самом высоком. Но мы не задумываемся. Почему так всё устроено? Почему человек хочет жить? Почему автоматом тянет именно к удовольствиям? А?
Ответ.
Человек был сотворён для определённой цели. Человек это душа его. Душа человека по сути своей бессмертна, поэтому жаждет вечной жизни и на Земле. Она взята из места под названием Таануг Ницхи — «вечное наслаждение», поэтому постоянно и толкает человека к поиску удовольствия тут, на Земле.
А ну, чему это подобно?
Условно сравним душу с электричеством. То же самое электричество, питая холодильник, даёт холод, электроплитку — тепло, питает миксер — тот вертится, лампочку — она свет даёт. Так и душа, войдя в тело, в зависимости от степени погружения в него, желает разного.
В самой телесности, на уровне нэфеш, животной души, требует телесных наслаждений, колбасы, девочек.
На более высоком уровне, руах — душевного удовольствия: слава, почёт, поговорить.
Ещё более высокий уровень, нэшама — о, духовные наслаждения: решать уравнения, классическая музыка, Каббалу давай.
Встроенная потребность души в наслаждении исходит из её конечной цели и объясняет структуру сил человека и отчасти его поведение. Но чтобы понять поглубже всё происходящее с человеком, надо продолжить наше исследование.
Мы остановились на том, что замысел Творца был в том, чтобы дать творению возможность приближения к Нему. И в этом будет самое большое Благо, которое Творец даст творению.
А как можно добиться максимальной близости?
Учтите, что речь идёт о мире духовном. Тут, в мире материальном, есть понятия «близко», «далеко». Измеряется в сантиметрах, километрах. Но! Но в мире духовном нет понятия пространства. А как же там?
Там близость измеряется изменением формы, то есть качеством. Две духовности, которые будут подобны по своим качествам, автоматически будут близки друг к другу.
Это как два человека. Когда они смогут стать близки друг другу? Два друга? Муж-жена? У них должны быть какие-то подобные, родственные черты. И чем больше подобного и общего, тем больше они будут душевно близки друг к другу.
Так и тут. Чтобы приблизиться, творение должно быть подобно Творцу. Как вы понимаете, творение, о котором идёт речь, это человек.
Получается, что смысл человеческого существования в том, чтобы максимально приблизиться к Творцу.
А как это возможно? Как максимально можно уподобиться Творцу?
Для этого и был сотворён человек в потенциале по подобию Творца. Помните, «по образу и подобию»? Для чего?
Чтобы позволить человеку сходство с Ним, по Его качествам, проявляющимся в этом мире. Как Творец — милосердный, так и человек, должен быть милосердным. Как Творец терпелив, так и человек и так далее. Уподобляясь совершенству Творца, человек сам становится (каким?) совершенным. И что это ему даст? Позволит ему приблизиться к Творцу, к идеалу.
«Ай! — кто-то закричит. — А в чём же дело? Творец — всемогущий. Что, не мог сотворить человека подобным Себе?» Мог. Но только тут есть одна маленькая уловка. Есть одно свойство Творца, которое не позволит человеку уподобиться Ему.
Творец Сам является причиной Своего совершенства. Вы слышите? Он хозяин Своих качеств. То есть не по воле случая, а со стороны Его истинной сущности.
А человек? Человек всё получил в подарок. Не он сам причина своих качеств.
Как же уподобиться Творцу?
Вот поэтому Творец сотворил Мир таким образом, чтобы дать человеку возможность самому быть причиной своего совершенства. Тут полное внимание, это точка критическая для всего понимания, всего, что мы тут говорим. Ещё раз скажем. Творец дал возможность человеку самому быть причиной своего совершенства.
То есть человек должен:
Первое, сам захотеть.
Второе, сам предпринять все усилия, чтобы добиться этого совершенства и близости, без какой-либо помощи Творца. Вот в этой точке человек должен быть совершенно независимым от Его Воли.
И для этого Творец дал человеку свободу выбора.
Вот поэтому, поэтому, всё дано человеку в подарок. Всё предопределено. Будет высоким или низким. Умным или не очень умным. Бедным или богатым. Где и когда родится. Всё, всё, всё. Вот только в одной единственной точке:
Захочет ли он искать путь к своему Создателю;
Захочет ли следовать Его повелениям;
Будет ли стремиться к совершенству.
О! Это полностью отдано свободной воле самого человека. Вот в этой точке полное сокрытие Творца. Человека ничто не обяжет, не заставит. Человек должен решать сам, что он будет делать со своей жизнью. Всё открыто перед ним.
Хочешь, ищи, в чём смысл твоей жизни. Хочешь, ищи, на что эту жизнь угробить. Свобода выбора.
Хочешь, работай над собой. Хочешь, над другими. Человеку дана свобода выбора.
Вот для этого, чтобы дать человеку свободу выбора, Творец сотворил возможности совершенства и недостатка и поместил человека в шатком равновесии между ними.
Совершенство, как мы и сказали, есть уподобление сущности Творца, а недостаток — сокрытие, неприятие Его Блага.
Кстати, исходит из этого интересное определение. Всякое стремление человека к совершенству и всё, что помогает ему в этом, мы называем добром, а отсутствие этого стремления и всё, что мешает человеку придти к совершенству, — злом. И вся жизнь человека проходит между добром и злом. И цель её — чтобы человек сам, собственным желанием, выбрал бы добро и устранился бы от зла. И тогда это добро стало бы его «Я», его сутью. О! В этом он бы и уподобился Творцу.
И для того, чтобы нашлась в самом человеке сила, способная выбрать, установила Высшая Мудрость, чтобы человек был составлен из двух противоположностей. Из духовной, разумной и чистой души и материального нечистого тела. И каждое потянет в свою сторону: тело к материальности, а душа к духовности. И тогда если победит душа, она возвысит себя, а заодно и тело, и тогда человек приобретёт исконное совершенство, и удостоится вечного наслаждения, и достигнет цели творения. А если уступит материальности, опустится тело и душа вместе с ним, и не будет приобретено совершенство, и подаренная жизнь будет, увы, лишена смысла.
Но для того, чтобы дать душе возможность противоборства, чтобы душа и тело могли сразиться, им нужен полигон, средства, орудия, поэтому сотворил Творец и средства — весь колоссальный материальный мир, который и составит некий полигон для испытаний человека. Творец погрузил великую и высокую духовность души человека в грубое материальное тело и окружил ещё более материальным миром, то есть максимально усложнил дорогу человека к совершенству.
Вот надо приостановиться и понять тут. Непонятно. Ведь если цель — духовное, чего же нас засунули-то в материальное? А? И тут кроется один из больших секретов нашей жизни.
А ну, послушайте.
Во всём мире находились выдающиеся личности, которые ощущали величие духовного и низость материального. Как результат, они посвящали свою жизнь развитию духовности. Человек своим умом видел в материи, в теле зло, которое надо подавить. Это ошибка в творении, его недостаток, поэтому идеалом всех истинно ищущих духовности было уйти в монастырь, в горы, в монахи. Во многих религиях Востока развита встроенная система подавления телесных материальных желаний. И они прекрасно преуспели в этом. Но всё это голова человека, но не Творца. Сотворение материального и материальных желаний — не зло, из абсолютного добра выйдет только добро. Материальность мира, всё телесное создано Творцом для пользы человеку, для добра. Спросите, какого? Чтобы дать человеку подлинное, настоящее, испытание. Ведь легче достичь духовности, живя отшельником в горах или в лесах. А попробуйте этого добиться, находясь в повседневном быту дома, с женой, за едой. О! Вот это непросто. А, непросто?! Вот это то, что Творец от нас и хочет.
Там, погружаясь в материальность сего дня, и из материального, из телесных занятий, вот, вот там достичь духовной высоты и совершенства. Спуск в материальное станет ему восхождением в духовное. И вот только там он сможет превратить тьму в свет, возвышая и одухотворяя материальное. Вот это то, что Творец от нас хочет и нам повелевает, — жить духовно в материальном. Вот это испытание.
«Ну, а как же это осуществить? Какая же духовность в материи?» — вы спросите.
О! Вот тут секрет всей странной еврейской жизни. Чтобы постичь духовность материального установил Творец человеку границы и порядки в использовании этого материального мира. Все прелести этого мира будут перед тобой, но не всё дозволено. Будет хотеться всего, но добро принесёт только часть, то, что надо, а не то, что хочется. И когда человек действует в границах и порядках, с тем намерением, которое повелел Творец, разумом побеждая тело, то это телесное действие будет само по себе производить совершенство, повлияет и подымет духовность самого человека. В этом секрет духовности.
Как вы понимаете, границы и порядки — это заповеди Творца. Их мы называем мицвот или, по-русски, заповеди. Заповеди запрещающие и повелевающие. И они установлены в полном соответствии с природой человека.
У человека есть 613 частей души и 613 частей тела. Согласно этому, есть 613 заповедей. Из них 365 повелевающих, «не делай». И суть их — уберечь человека от зла, не дать ему развить в себе недостаток. И 248 повелевающих, повелений «делай», чтобы подтолкнуть его к добру. И всё это глубочайшая тема сама по себе. Естественно, что мы тут разбирать её не будем. Мы только сказали общую идею.
Я вам сочувствую. Я за одни раз вылил на вас учёбу многих лет. Не пугайтесь, это надо прослушать не один раз.
Ещё раз повторим вкратце. Упорядочим услышанное. Повторим в нескольких словах.
Цель творения человека — дать от добра Творца человеку.
То есть конечная цель — максимальная близость, единство Творца и человека. Вот оно и доставит человеку вечное наслаждение. Но для этого необходимо максимальное подобие человека Творцу, а это будет возможно, когда у человека будет свобода выбора. Для этого он был помещён в точку соприкосновения добра и зла, чтобы сам, своими силами, выбрал добро и устранился от зла. Для этого он был сотворён из двух начал, материального и духовного, и был помещён в мир материальный. И столько, сколько он в нём находится, суть его жизни — прохождение испытания. И когда он пройдёт испытание… О! А что тогда? На этой точке мы остановились, должен быть какой-то результат. И действительно, Творец установил предел, границу стараниям человека исправить себя и добиться совершенства. Для этого он определил два периода. Один — время труда и усилий, время испытаний. Второй — время получения награды. Согласно этому, были сотворены два мира. Мир этот и мир Грядущий. Законы природы этого мира созданы для усилий по достижению совершенства, а место и законы Грядущего мира — для получения вознаграждения. Грядущий мир цель, этот мир средство. В Грядущем мире вечное наслаждение, в этом подготовка к нему. Этот мир — усилие, Грядущий — результат, то есть жизнь человека от жизни до смерти, от пункта А до пункта Б — не более чем подготовка к истинной жизни, тренировка.
Кстати, вспомните парадокс, которым мы начали прошлое занятие. Мы спросили, для чего человек живёт. Ответ, в конечном итоге, был: чтобы жить. Но если человек появился в этот мир, чтобы жить, почему же он умирает? А если в конечном итоге неизбежно умирает, то зачем надо было рождаться?
Этот парадокс существует лишь для тех, кто видит часть картины жизни, а не всю жизнь. Изнутри, но не снаружи. Действительно, рождаясь, человек начинает умирать, но умерев, он только начинает жить!
Извиняюсь, конечно, для многих людей услышать, что есть жизнь после смерти, — это страшнее и жутче, чем сама смерть. Тем не менее, тело человека, рождаясь, начинает умирать, а вот душа только начинает готовиться к вечности. В принципе, вся наша жизнь на этой земле — подготовка к тому моменту, когда нас туда закопают.
А ну, ещё раз вспомните тот пример со звездолётом. Когда народ летел в нём и забыл куда, все как-то были довольны полётом, нашли для чего жить, суетились, вполне были довольны тем, что есть. Вопросы не задавали. Но там, в конце, когда они всё-таки долетят, выяснится, что вся их жизнь на звездолёте была всего лишь временным пребыванием, пока не доберутся до звезды. Их задачей было всего лишь подготовить себя к тому моменту, когда они прибудут туда.
Ещё раз скажем это.
Их послали для того, чтобы там, в процессе полёта, они подготовились к той цели, для которой их послали. Когда они прибудут к месту назначения, их жизнь не то что не кончится, она только начнётся. Построили звездолёт, подготовили их и т.д. не для того, чтобы они летели, это не была цель, это было средство. Так и у нас. Мы в полёте.
Помните, мы спросили, куда мы летим? Мы всего лишь в полёте. Наша жизнь тут — это всего лишь подготовка к нашей миссии. Это надо хорошо прочувствовать.
Только тогда, когда у любого процесса есть конечная цель, вот тогда весь процесс становится осмысленным.
Вы помните, как на прошлом занятии тяжело было слышать, что смерть делает нашу жизнь бессмысленной? Но если после смерти жизнь только начинается… О! Там есть цель. Тогда моментально вся наша жизнь — где бы мы ни находились, и какая бы она ни была (на необитаемом острове, на звездолёте, в Нетании), неважно — наша жизнь преисполняется содержания и каждая минута важна.
Почему?
Она часть подготовки к будущему. Каждая секунда теперь строит наше будущее.
Пауза.
А? Вроде говорит по-русски, а ничего не понятно. Непривычно. Тяжело поверить.
У нас-то жизнь — всё наоборот. Нас сотворили для цели, дали средства, а мы — раз! — поменяли цель и средство.
Человек вообще предназначен для чего-то другого. Мы используем себя не по назначению. Это как, знаете, телефон для чего? Удобно антенной почесаться… Компьютер? Под тумбочку… Скрипка? Хороший звонок… И когда вдруг выясняем, что по телефону можно говорить, а на скрипке играть… «Странно. Да? На скрипке играют?.. У человека есть цель в жизни?» Ой-ой-ой.
Подведём итог.
Человек сотворён для вечного наслаждения. Творец предлагает нам Свою близость, абсолютное добро.
Ну? А что требуется от нас, чтобы этого удостоиться?
Что от человека конкретно требуется?
По-видимому, это самый интересный вопрос.
А ответ? Сотворить своими руками тот сосуд, который это добро сможет принять. В принципе, это и есть человеческое Я, которое человек обязан сотворить. Ведь всё остальное… полный подарок.
А ну, давайте вдумаемся. В принципе, всё, что есть в человеке, подарок. Тело. Чувства. Аппетит. Инстинкты. Способность мышления. Таланты. Человек всё приписал себе. Но на самом деле всё готовенькое получил.
Ну, а где же он сам? Что от него самого? Где действительно его собственное Я?
Ответ очевиден. Скажем только в одном аспекте.
Человек это только то, что он сам, своими усилиями, изменил в себе, приобретая искомое совершенство. Это только то, что трудом, от себя, добавил ко всему подаренному. Выбирая истинное добро и устраняясь от лжи и зла, человек меняет себя.
Из зерна неизбежно произрастёт растение, из только что появившегося на свет маленького животного вырастет большое животное, и только новорожденный ребёнок — непонятно, станет ли человеком. Человеком не рождаются, им становятся!
Человек призван создать за свою жизнь что-то новое, чего у него не было от рождения. И чем дальше от подаренного сырого состояния, о, тем больше и величественнее вырисовывается личность человека.
Человек должен изменить себя, исправить, сделать себя более совершенным, не оставаться таким, какой он есть. И это должно быть его заботой и беспокойством.
Вот, к примеру, в семье есть ребёнок, хороший такой мальчик Мойшик, растёт Мойшик. Родители пошли и купили ему одежду, дороговато, правда, но для ребёнка? С большой радостью! У-тю-тю, Мойшик такой хороший мальчик. Но что… Прошёл год, и родители заметили, что Мойшику не тесно в его старой одежде. Одежда после года всё ещё ему по размеру. Ну, ну и что? Что, родители Мойшика скажут: «Ой, хороший мальчик, экономит маме с папой бюджет»? Нет. Они будут в панике, в ужасе: «Наш Мойшик не растёт, год прошёл, а он таким же и остался!?».
А у нас как? Проходят годы, и мы остаёмся такими же!?
Мужской голос: Так что исправлять будем?
Смех в зале.
Если можно, пока ещё ничего. Вам объявят. Мы сейчас теорию разбираем. Более подробно «что делать, что менять» на следующем занятии.
Соберём всё вместе. Соберём всю нашу жизнь и цель её, всё, о чём мы говорили, на основе точного образного примера.
Представьте себе ювелирный завод по обработке алмазов. Каждое утро рабочий получает необработанный драгоценный камень с точным и подробным чертежом, как он должен выглядеть после обработки. В течение целого дня он сидит, полирует его, и всё время сравнивает с чертежом специалиста. Единственное что, на этом заводе нет контроля. Ну, нет поощрений. Свобода. Работают там не на время, а на сданную продукцию. Согласно сделке в конце и зарплата.
Как вы понимаете, есть на заводе рабочие, такие проворные, каждую секунду времени эффективно используют для работы, они даже словом не обмениваются с соседом, боятся потерять время, снизить качество продукции. И только к концу дня можно увидеть на их лице счастливую улыбку. А есть, кто расслабился, причём сразу. «Свобода чересчур большая, — говорят. — Влияет». Поэтому время они там проводят, в основном, за разговорами, газеты любят почитывать, чтобы быть в курсе дела, долгие трапезы устраивать, жалуются на тяжёлые условия работы, выражают недовольство зарплатой. Знаете, ну как-то пытаются скоротать время. Правда к вечеру их лицо такое, знаете, поникшее, упавшее, ну, как и зарплата.
Надеюсь, уже знакомое вам описание. Это прообраз нашей жизни. В нашей жизни человек получает в качестве подарка определённую душу, свою личность. Она сырьё, необработанный драгоценный материал. Но есть у неё много изъянов, недостатков.
Роль человека в течение жизни — отшлифовать, изменить, приблизить её как можно больше к образцу, к совершенству. И в конце жизни человек возвращает душу, своё построенное Я, её Хозяину. И тогда измеряется разница между достигнутым результатом и заранее известным образцом, эталоном. Согласно этому и вознаграждение.
А как человек может знать, что есть образец совершенства? С чем сравнивать?
Кто дал нам душу, Тот и дал нам точный эталон совершенной души. Вот этот идеал совершенства и описан у евреев в Торе. Это типа того чертежа по обработке сырого алмаза. Ведь человек сам не способен понять, что у себя менять-то. Более того, в Торе есть точные инструкции, какие точные действия надо предпринять, чтобы этого добиться. Это называется мицвот, повеления. При помощи них человек может исправить, отполировать, отшлифовать свою личность. Без них — остаться таким, каким он в этот мир и пришёл.
И представьте стыд рабочего, который должен вернуть к вечеру тот же необработанный камень, который он получил утром. Вот такой жгучий огонь стыда — это и есть наказание человека. Когда душа вернулась к Создателю точно такой же, какой она пришла в этот мир. А вот отшлифованная, более совершенная душа… О, это и есть вознаграждение человека.
Если посмотреть на всё сказанное только в одном практическом аспекте, важном для нас, то одним словом можно сказать: человек обязан не оставаться таким, какой он есть. Если он ничего не хочет изменить в себе, жизнь-то у него просто бессмысленная. Жить в этом мире просто так, по инерции, по желаниям, не меняя себя, — абсурд.
А ну, послушайте ещё одну притчу.
Рассказывают наши мудрецы про одного человека, который пошёл прогуляться по пустыне. Идёт по ней. Идёт, идёт, идёт, идёт и вдруг, в совершенно пустынном месте, видит какие-то трубы. Подошёл ближе. Смотрит, завод! Глазам своим не верит. Колоссальный завод, занимает огромную площадь. И этот завод пыхтит, гудит, шум, из труб дым валит, копоть, какой-то бурный процесс идёт там.
Его это необыкновенно заинтриговало, он пошёл искать, что туда ввозят. Действительно, быстро обнаружил железнодорожную ветку, забрался посмотреть что там. Дождался и вдруг видит — идёт железнодорожный состав. Присмотрелся туда, смотрит, смотрит, смотрит, что возят. Э-э. Вот это да! Вода, уголь, древесина, руда — сырьё. Вот это завод. Там всё с нуля что-то делают. И побежал искать место, что оттуда вывозят. А что за продукция? Вот это интересно.
Снова набрался терпения, дождался и вдруг видит: выходит из этого завода железнодорожный состав. Смотрит, присматривается, что же оттуда вывозят. Смотрит, смотрит, смотрит — и глазам своим не верит.
Что в вагонах? Вода, древесина, уголь, руда — сырьё.
Что вошло в этот завод, то из этого завода и вышло. Какая-то бессмыслица. Это абсурд.
Ну, что мы спросим? Тут ничего не производят, и если ничего не производят, то зачем, для чего весь этот гигантский суперсложный завод с дымящимися трубами и шумом? В процессе. Для чего он?
Точно так же наша жизнь. Ведь там, в конце, уже в белом саване или деревянном ящике, человек может оставаться тем же сырьём. Что вошло в этот мир, то из него и вышло. И тогда тоже недоумение появится: «А для чего мне вообще на свет надо было появиться?».
Остался сырьём, полуфабрикатом, так и не сотворив из себя человека? И вся жизнь, каких бы успехов она ему ни принесла — и карьера, и деньги, и почёт, — прошла даром и бессмысленно, если человек уходит из мира таким, каким он в него пришёл.
Ведь ничего с собой мы из этого мира не заберём. Голые пришли, голые уйдём. Всё нажитое останется тут или исчезнет, и только человеческое Я, сотворённое кропотливым трудом личного совершенствования, оно, одно единственное, останется жить вечно.
Вот тут, тут, разгадка жизни.
Ведь человек, который провёл жизнь недаром; человек, который провёл свою жизнь в духовном напряжении и борьбе за самого себя, — вот такой человек удостоится построить свою личность, своё Я. И оно засветится как бриллиант, переливаясь всеми оттенками цветов многогранной личности. Вот такой человек испытает невероятное счастье от реализации своего потенциала. Вот такой и только такой человек удостоится вечного наслаждения достигнутого совершенства.
И столько, сколько огонь нашей души ещё горит, всё ещё можно исправить, никогда не поздно.
Как сказал один большой человек: «Столько времени, сколько я буду жить, я буду жить»!
И выбор в наших руках.
Всего доброго.
До следующего занятия.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.