Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Тора запрещает нам давать ссуду под проценты. Написано (Шмот 22:24): «Когда даешь деньги в долг, бедным у тебя, то не становись для него лихоимцем и не налагай на него лихвы (процентов)». И еще (Ваикра 25:35—36): «Если обеднеет твой брат и постигнет его нужда, то поддержи его… Не бери с него лихвы и роста, бойся своего Всевышнего — и оживет у тебя твой брат».

Еврей всегда обязан помочь своему ближнему. Если можно оказать безвозмездную помощь (цдака) — то надо оказать ее, исходя из своих возможностей. Когда другой еврей просит дать ссуду и мы можем ее дать, то нельзя отклоняться от этой заповеди. Ссуда не унижает достоинства человека, поэтому часто она предпочтительней цдаки.

Но нельзя ни давать, ни брать ссуду под проценты. Причем независимо от имущественного состояния обеих сторон! В данном случае лихвой или процентами мы называем любое превышение суммы долга при его возврате. Процент с долга запрещен Торой, процент от покупки или от продажи в кредит запрещен постановлениями мудрецов. Даже если один человек заявляет, что он может одолжить другому сумму, сняв ее с банковской программы, но тот должен компенсировать ему потерю прибыли, — даже такой случай называется лихвой, запрещенной нашими законами! Только если оба участвуют в совместном предприятии, деля между собой его прибыли и потери, им разрешается получать проценты с вложенных денег. Это правило (которое называется иска) позволяет нам брать ссуды в израильских банках, считающих нас своими компаньонами.

В среде религиозных евреев даже простое «спасибо» за одолженные деньги считается содержащим намек на выдачу процентов. Поэтому предпочтительная форма благодарности — «Да удостойся ты новой заповеди! — Тизке лемицвот!».

Законам, регламентирующим все виды ссуд, посвящена глава в трактате Талмуда «Бава Мециа», а также специальный раздел в Шульхан-Арухе.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.